Вот и вновь праздник на нашей улице.
Данный эпизод, кажется, соткан из многих достоинств. Я рада, что именно Роберт Сигер стал основным сценаристом "Города греха". Этот кинематографист сочетает в себе тонкую интеллигентность и, одновременно, бесшабашность, умение в нужный момент отдаться стихии интуиции. Всегда приятно, когда автор создает иллюзию, что мы стремительно несемся "без руля и без ветрил", "куда кривая вывезет". На самом же деле - все идет по строжайшему сценарному плану. Именно поэтому эпизод так гармоничен и закончен. На нем можно учить студентов логике и структуре художественного произведения.
Мы встречаем редкий в телесериалах момент точной кульминации. Она располагается именно там, где нужно - в классической точке "золотого сечения", когда пройдено две трети пути, и мы неизменно впадаем в иллюзию, что сейчас режиссер скучно подведет итог, и можно вернуться к своей чашке кофе или - наконец-то! - лечь спать. Не тут-то было.
Самый драматичный, ангстовый момент "Города греха" лично мне надолго "снес крышу". А это ощущение я очень люблю и с радостью переживаю. (Она все еще где-то планирует, никто, часом, не ловил? Прошу, не возвращайте).
Кульминационная сцена - это цепь диалогов, которые в различных обстоятельствах ведут Дин Винчестер и демоница, существующая в совершенном сексуальном облике юной барменши Кейси. С одной стороны, сцена - это миниатюрный бенефис исполнителя. Дженсена Эклза. Все дело только в нем. Парень и девушка - оба участника сцены ведут речь лишь о жизненной ситуации Дина.
Интересно, что эта кульминация эпизода - сперва "закручивающаяся" как спираль в баре, а потом перемещающаяся в странный дом Кейси, некий полуразрушенный замок с подземельем в стиле Эдгара По (именно там уже погиб днем ранее приятель Дина, падкий на доступных женщин охотник-простачок Ричи), - по-крипковски делает вторичной женскую красоту. Кейси очень хороша и неимоверно сексапильная. Стопроцентная "фам фаталь", роковая красотка. Плюс к этому она подчеркнуто воспитана и даже где-то скромна.
Какой мужчина тут устоит?..
Есть один. Тот, у которого остался меньше чем год жизни. Удивительно, но, оказывается, стремление старшего брата взять от жизни все, испытать как можно больше плотских удовольствий - это декларация для младшенького. Учись, дескать, пока я жив! (Прошу прощения за грустный каламбур).
Перед тем, как раскрутить Кейси на "ночь любви", Дин выполнил, как любят говорить американцы, домашнее задание: он пунктуально обошел все места, где мог побывать Ричи. И интуиция безошибочно подсказала ему не только место смерти друга, но и сатанинский характер оного помещения. Поэтому, когда для пущей романтики Кейси начала зажигать одну за другой свечи в жутковатом подвале, мы в онемении наблюдаем ледяное и жестокое выражение лица Дина. Он с нескрываемой ненавистью ждет, когда демон попытается покинуть пределы круглого персидского ковра. Фразой "Забыл предупредить, Ричи был моим другом..." он заставляет нечисть совершить в бешеной ярости бросок в его сторону, но выражение лица Винчестера не меняется ни на микрон. Мы видим, что Кейси попалась в невидимую клетку как гоголевская панночка. За пределы ковра ей и на полшага выйти нельзя, под ним - идеально вычерченная на мраморе ловушка.
Тут и начинается самое интересное и замечательное. Хотя цвета (о чем я говорила в предыдущем обзоре) - это буйство огненных оттенков и бликование белых оттенков замковой венецианской штукатурки, яркий "удар" на себя принимает партнерша.
За пластику героев и мизансценическое решение ряда сцен мое громкое "браво!" либо режиссеру, либо Дженсену Эклзу.
Дин уходит в тень. Вроде бы невыгодное для красавца положение, любой "премьер" на его месте вышел бы в центр и максимально задействовал бы крупные планы себя, любимого. Дженсен Эклз делает наоборот: поправляя фитиль свечи, он встает к нам в глухой закрытый ракурс, почти спиной к камере. Поворот его головы и миг анфаса - это как крупный шрифт в тексте, это то, что подчеркивает подтекст вроде бы простейших слов.
Кейси: Ваш вид порочен, Дин. Вы слабы. Мы сильны. Поэтому мы победим.
Дин (с кривой усмешкой, в которой нет ни тени веселья): И так все закончится?
Кейси: Нет. Так все начнется.
Или неимоверная для Дина Винчестера попытка выяснить у демона напрямик, без экивоков: а что же будет ТАМ? За чертой земного существования? -
Дин с усмешкой качает головой, потом говорит с обманчивой легкостью.
Дин: Раз уж мы заговорили о "внизу"... Каково там?
Кейси: Где, в аду?
Дин (привалившись к одной из подпирающих своды подвала колонн): Да.
Кейси (внимательно глядя на него): Точно. Ты же взял билет в один конец с этой сделкой. (Дин снова хмыкает, проглатывая ком в горле). Тебе там не понравится, Дин. И, учитывая, сколько неприятностей ты причинил, не думаю, что ты получишь там президентский номер. (Дин еле заметно кивает, на губах застыла натянутая едва заметная кривая усмешка, но в глазах светится совсем другое - глубоко загнанный страх). Нет, это темница отчаяния. Почему, по-твоему, мы все хотим выбраться сюда?
Здесь я хотела бы выразить свою неимоверную признательность переводчику Нат, которая создает блестящие транскрипты серий. Ее личные и переводные комментарии позволяют читать диалоги с полным ощущением просматривания каждого эпизода. Посмотрев начальные серии 3 сезона в озвучке РЕН-ТВ, я была разочарована слэнговым языком и просто ощутила немедленную потребность сказать: "СПАСИБИЩЕ тебе, умница Нат! Огромное спасибо за точность и корректность переводов, за литературность твоей письменной речи, за точную деликатную передачу актерских и режиссерских эмоций. С твоими транскриптами "под рукой" неимоверно приятно писать обзоры СПН. И очень легко. А чтение их - это просто праздник читателя. Уж поверь мне!"
Смотревшие внимательно помнят спорные моменты в озвучке РЕН-ТВ, которые снижали уровень драмы момента. А то и меняли смысл сценария.
Вот лишь один, но самый, пожалуй, знаковый. Что пишет Нат:
Дин: Азазель?
Кейси: По-твоему, его друзья просто звали его "желтоглазый"? У него было имя. Все развалилось после того, как ты его убил.
Дин (с довольной улыбкой пожимает плечами): Извиняюсь за это. Так что? Некому занять его место?
Кейси: Было кому. Это должен был быть Сэм. (Лицо Дина застывает). Сэм должен был стать великим вождем, повести за собой огромную армию, но он не оправдал ожиданий, не так ли?
Дин: И слава Богу.
Кейси (усмехнувшись): Опять ты со своим Богом. (Поджимает губы). Думаешь, это к лучшему? Теперь наступил хаос, война без границ, сотни демонов борются за власть, все дерутся за трон... Большинство из них охотится за твоим братом. (Дин отводит взгляд - похоже, его вечное чувство вселенской вины снова пробудилось, открывает рот, но ничего не говорит). К слову, я была готова следовать за Сэмом.
Дин поднимает на нее глаза.
... У меня мороз по коже. Когда я смотрела оригинальный звук и одним глазом сверяла себя с Нат. В этом фрагменте не только для Дина время остановилось. Для меня - тоже.
А когда я воскресным вечером со всей страной смотрела дублированный вариант "Города греха", мой слух ВООБЩЕ не отметил в этом диалоге имени "Сэм". Либо оно отсутствовало вовсе, либо прозвучало как нечто несущественное. А в нем-то вся и суть! Дин вновь сходит с ума (его мучение буквально равно раздумьям Иоанна Крестителя в темнице):
Дин (с трудом подбирая слова, говорит, запинаясь): Что, может, когда Сэм вернулся оттуда, где был.. может, он вернулся другим.
Бобби: В чем другим?
Дин: Я не знаю. (Он криво вымученно усмехается). Что бы это ни было, звучит скверно. Думаешь... (Он сглатывает с трудом и смотрит на Бобби почти в отчаянии, желая, чтобы тот его переубедил). Думаешь, с моим братом что-то не так?
Бобби (на мгновение задумывается, словно разбираясь, потом мотает головой): Нет. Демоны лгут. Уверен, Сэм в порядке.
Дин (с дрожащей улыбкой, тут же исчезнувшей, отводит взгляд): Да. Да, я тоже.
Наступил страшнейший момент: Дин не верит ни Бобби, ни брату, ни своему сердцу. Он верит только демону. Верит настолько, что отчаянно кричит вломившемуся в подвал брату "Нет!.. Остановись!.." В тщетной попытке спасения Кейси. Но не нам винить Сэма - ведь он не говорил с этой потрясающей бесстрашной и на удивление благородной, предельно честной демоницей несколько часов подряд. Он думал только о Дине.
В конце скажу о том, что, вообще-то, стоило осветить в начале: сюжет и даже само название серии вторично. Но удивительно то, что 3.04 - самоценный шедевр. Не плагиат. И в каждой душе она пробуждает море воспоминаний: я почему-то мысленно вспомнила фрагмент из повести Спирит, когда Дин томился в застенке, обреченно, не веря в приход Сэма, ожидая жуткого превращения вуду в пантеру.
Я вспомнила некоторые фрагменты "Кулонов" Марты.
Я словно прожила вновь атмосферу любимых мистических фильмов (у вас список будет свой).
За все это - спасибо вам, мистер Крипке, Роберт Сигер и Дженсен Эклз. Этот эпизод - ваш удачнейший совместный бенефис. Я все еще очарована!