3.11 Mystery Spot
Обзор эпизода 3.11 Mystery Spot Премьера: 14 февраля 2008 автор: redwoman
Редко, но случается такое чудо: не задумываясь о вечности и благодарных потомках, режиссер или писатель неожиданно создает шедевр, который становится иконой, учебником сюжета, стиля и.т.п. для всех тех, кто создает так называемый римейк или, допустим, вариацию на тему, невольно ставшую классикой.
Когда на мировые экраны в 1993 году вышел фильм "День сурка", меня потрясло то, что первые восторженные журнальные рецензии и телевизионные ура-отзывы посыпались как шквал от видавших многое, "крутых", умнейших мужчин. А не от восхищенных девочек и дам бальзаковского возраста. Эта потрясающая мелодраматическая комедия очаровала все слои зрителей и продолжает влюблять нас в свой мир до сих пор.
Но я даже не подозревала, что воображение Кима Маннерса тоже заинтриговано этим сюжетом - фатальной невозможностью человека перешагнуть порог следующего дня. И, конечно, менее всего я представляла в этой фантасмогорической ситуации мальчиков Винчестеров. Такого поворота событий и злейшему врагу не пожелаешь, а уж им, нашим солнышкам, и подавно.
Даже если вы чересчур юны и еще не познакомились с первоисточником, не отчаивайтесь: эпизод 3.11. /Mystery Spot/ это самоценный и серьезный фильм, не побоюсь этого слова, в пространстве сериала. После него вдвойне интереснее будет знакомство с "Днем сурка" и мытарствами бедолаги Билла Мюррея.
Идея серии проста: братья оказываются пойманными из-за чего-то несомненно сверхъестественного в ловушку времени, где несчастный Сэм вынужден раз за разом проживать один день, а Дин - умирать в этот день.
Маннерс не только не скрывает, что его эпизод вторичен по сюжетной линии, он многие детали комедии переносит на почву сериала, и результат получается великолепным. Пробуждение Сэма от звука радиоприемника, антураж комнаты, моменты принятия душа, сценки в ресторанчике мотеля, проход братьев с ежедневными встречами одних и тех же персонажей - режиссер намеренно "облегчает фактуру" фабулы, сосредотачивая наше внимание на главном: в декорациях 1993 года происходит драма и даже неимоверно трагичный death!fic: неоднократно Сэм ( и мы вместе с ним) проживает смерть Дина.
Давайте вспомним вместе эти страшные фрагменты:
Дин ставит пистолет на предохранитель и медленно начинает опускать руки. Владелец (в панике наставив на него оружие): Не двигайся! Не двигайся! Дин: Я только опущу пистолет. То ли у владельца не выдерживают нервы, то ли срывается палец, но он жмет на курок. Слышится выстрел. Дин вскрикивает и падает назад, с глухим стуком врезаясь в пол. Владелец растерянно смотрит на винтовку в своих руках. ********** Дин шагает на проезжую часть, когда вылетевшая неизвестно откуда на бешеной скорости машина сбивает его, подбросив в воздух. Слышится визг тормозов, Сэм машинально пригибается, вскинув руки в попытке защитится, словно машина налетела на него. Сэм бросается к брату, лежащему на асфальте вниз лицом, переворачивает его, обхватывая руками. Лицо Дина - в кровавых ссадинах, кровь льет изо рта и носа, взгляд пустой. *************** Дин сворачивает за угол - и с высоты на него обрушивается письменный стол. Грузчики, которые пытались на талях поднять громоздкий предмет мебели в окно, когда он не пролез в дверь, растерянно смотрят вниз - на придавленного столом Дина, умершего на месте. Сэм стоит в полном шоке, даже не двигаясь с места. *************** Официантка с улыбкой ставит перед Дином заказ. Дин: Спасибо. Он накалывает на вилку сосиску и начинает нарочито жевать, отсалютовав вилкой Сэму. Сэм смеется, потом вздыхает, пока брат продолжает завтракать. Улыбка Сэма исчезает, когда Дин начинает издавать задыхающиеся звуки, хватается за горло. Лицо Дина багровеет. Сэм (с ужасом глядя на него): Дин? (Дин давится, роняет вилку). Дин! **************** Дин: Хочешь сказать, мы даже не выйдем на завтрак? Сэм (из комнаты): Ты мне еще спасибо скажешь, когда наступит среда. Дин: Как скажешь. Он задергивает занавеску душа. В комнате Сэм подходит к окну, приоткрывает шторы, выглядывает наружу. Слышится вскрик и звук падающего тела. Сэм разворачивается... **************** Дин что-то активно жует, потом поднимает глаза на брата. Дин: Тебе не кажется, что у этих тако странный вкус? *************** Номер мотеля. Пробуждение. "Азия". Дин включает в ванной электробритву в розетку, и его бьет током.
...И так далее. Думаю, вполне достаточно.
Невероятно то, насколько серия 3.11 потрясающа по темпу. В ней столько мелких событий и нюансов, что съемочного материала хватило бы на три эпизода.
Само динамичное и яростное звучание хита группы Азия, под которое сперва с многозначительным мученическим вздохом, потом с явной паникой в глазах многократно открывает глаза Сэм, - оно и задает темпоритм, настрой эпизоду.
Дин полон сил и живет в 3.11 "на всю катушку": он так неимоверно "вкусно" подпевает рок-группе, смешно булькает две минуты на все голоса, полоща горло, отважно делает заказ на "кота в мешке" (блюдо дня) в кафешке - именно поэтому моменты вариаций на тему смерти старшего брата просто бьют по нашему сознанию как удар током. Дин нечасто в третьем сезоне бывал столь активен, бездумно счастлив и беззаботен. Впечатление, что он начал жить заново, и все про сделку - это миф и просто нам привиделось в кошмарном сне.
На долю Дженсена Эклза в "Загадочном месте" достался его давно и страстно любимый экшн; все молодые голливудские актеры любят действие, драки, кувырки, стрельбу, и ведь тем паче: исполнитель роли Дина молод, гибок как кошка, и просто подлинное наслаждение наблюдать за его работой над экшн-эпизодами в любом сериале. Моменты психологической игры, несомненно, есть. Поверьте, непросто изображать собственную смерть. Тут мало лежать как труп, не моргая, задерживая дыхание, пытаясь не расхохотаться, не сказать своему другу: "Джей, сделай личико попроще, я ж живой, чувак!" Статичные сцены с крупным портретным планом под силу не каждому. Обратите внимание на то, как часто молодые актеры в момент смерти играют мизансцену спиной к камере, либо их лицо покрывает толстенный слой грима, изображающего корку крови, либо появляется "подпорка" в виде слезовыжимательной музыкальной темы. (Вспомните-ка смерть Коррадо Катани в финале "Спрута", или гибель персонажа Бельмондо в "Профессионале" - список "плакательных" финалов под музыку может занять треть интернета). Такие "костыли" в виде музыки всегда выдают слабость, несовершенство либо актера, либо режиссера. Хотя это знание не мешает мне безумно любить такие фрагменты.
Основное действующее лицо данной драмы - Сэм Винчестер.
Эпизод несомненный бенефис Джареда Падалеки. И очень достойный бенефис. Лавры успеха тут стоить делить на двоих. Мы знаем, что Маннерс не бросает своих актеров в пустоту, садистски потирая руки от их неудачных экспериментов в свободном полете. Это не его стиль. Режиссер прорабатывает с парнями все до мелочей, судя по всему,ориентируясь на нашу русскую школу Станиславского и Чехова. Именно поэтому так потрясающь уровень трагедии, сыгранной Падалеки.
Невольно вспоминается то, как трудно входил в ощущение "Сэм мертв" Дженсен Эклз в 2.22. Он искренне не по-звездному признался в том, что отыграть ровно все привычные 10 дублей в таком состоянии он пока не сможет, поэтому была изменена постановка камер, и эпизод монолога убитого горем, плачущего Дина был отснят трижды. Такие случаи всегда многое говорят о порядочности и правильной самооценке молодого исполнителя, очень непросто "главному персонажу" сказать такое о себе перед осветителями, ассистентами, монтажерами и др.
В "Загадочном месте" Сэм вынужден проживать смерть брата, угасающего буквально на руках младшего, снова и снова. Нет ни одной минуты, когда бы хотелось сказать "Не верю!" Падалеки искреннен, убедителен на все сто и потрясающе различен в эмоции беспредельного горя. Не знаю как вам, а мне этот эпизод просто по-новому открыл Джареда как драматического исполнителя. Страшно что-то предсказывать, но во время третьего сезона он уже был стопроцентно хорош в комедии ("Плохой день в Блэк-Роке"), а теперь он гениален в драме. Что ж дальше из него вырастет, раз такие планки он профессионально и с легкостью преодолел на наших с вами глазах? Причем, по моему любимому кинематографическому принципу - легко, шутя, играя.
Все то, что в манере Падалеки было бы логичнее обыграть как буффонаду, "капустник", превращается благодаря Киму Маннерсу в незначительные нюансы. Это моменты подхватывания соусника во время диалогов с Дином, виноватые фразы, рассчитаные сценаристом на смеховую реакцию публики, типа Дин: И? Сэм (с недоумением): И что? Дин (с ухмылкой разводит руками): Это выглядело круто, как в кино? Сэм (недоверчиво смотрит на него мгновение, потом поджимает губы): Ты обмочился. Дин (чья улыбка вянет, тут же заявляет с апломбом): Конечно, обмочился. Меня сбила машина. Ты же не думаешь, что при этом я мог контролировать свой мочевой пузырь?
Или чудесный момент, когда появляется какой-то намек на "свет в конце тоннеля" и ситуация "Дня сурка" начинает сдвигаться с мертвой точки:
Девушка вручает Дину один из своих плакатов, улыбается ему и снова уходит. Дин, еще раз оглянувшись ей вслед, идет к брату, читая плакат. Дин: Сто вторников, и ты ни разу не потрудился проверить, что у нее в руках? (Сэм качает головой, Дин показывает ему листовку о розыске пропавших). Это пропавший парень?
Сэм находит объяснение (сначала очень призрачное) тому феномену, из-за которого Дин ежедневно умирает у него на глазах. Он отключает эмоции - очень старается, во всяком случае - и ищет зловещую сверхъестественную силу, которая забавляется многократным повторением вторника и смертями Дина.
Ответ на вопрос оказался небанален: дело не в Дине, дело в Сэме. Точнее, в его внутренней реакции на смерть старшего брата Фокусник: Сэм. Это был урок, который я пытался вбить в твою глупую кроманьонскую (7) голову. Сэм: Урок? Какой урок? Фокусник: Твоя одержимость спасением Дина. То, как вы двое продолжаете жертвовать собой один за другого. Из этого не выйдет ничего хорошего. Лишь кровь и боль. Дин - твоя слабость. И плохим парням это тоже известно. Он тебя погубит, Сэм. (Сэм лишь жалко улыбается, и Фокусник пожимает плечами, отступает назад). Иногда надо просто отпускать людей. Сэм: Он мой брат. Фокусник (крутя в руках кол): Ага. И нравится тебе это или нет+ Такой будет жизнь без него. Сэм (почти проигрывая битву со слезами, еле слышным шепотом умоляюще говорит): Пожалуйста. Просто+ (Фокусник выжидающе смотрит на него). Прошу тебя. Фокусник сокрушенно качает головой. Фокусник: Клянусь, это все равно что говорить с кирпичной стеной. Ладно, слушай. Все это перестало быть забавным уже несколько месяцев назад+ Ты - Тревис Бикл в юбке, приятель.. С меня хватит. Сэм (тревожно): И что это значит? Фокусник: Значит, я знаю все, что хотел, и ты понял все, что нужно.
Сэму в серии предстоит прожить бесконечное число дней не только видя смерть Дина, а даже без него вообще. Отсутствие константы, смысла жизни превращает его в ожесточенного, замкнутого, одержимого поисками прошлого человека. Единственный контакт Сэма с миром - Бобби, который пытается изо всех сил помочь младшему Винчестеру повлиять на деятельность Фокусника. Который воистину непревзойденный мастер мистификаций. Он заставляет нас проживать во всей полноте трагедию ситуации финальной части 3.11 и даже стоять на грани морального выбора вместе с Сэмом.
Сэм (двигаясь медленно и осторожно, как зверь): Что нам потребуется? Бобби: Кровь. Сэм: Сколько крови? Бобби (пожав плечами): В ритуале сказано, около 3,7 литра. Причем она должна быть свежей. Сэм (переведя взгляд с символа на Бобби, уточняет): Значит, нам придется выпустить кому-то всю кровь? Бобби: Да. И надо сделать все сегодня ночью, или придется ждать еще 50 лет. Сэм (сдавленным голосом, решительно разворачиваясь к выходу): Тогда пошли найдем кого-нибудь. Бобби, не веря, смотрит на него, и не трогается с места. Сэм останавливается. Бобби: Малыш, ты разбиваешь мне сердце. Сэм: Что? Бобби: Я не позволю тебе убить невинного человека. Сэм (с намеком холодного гнева): Тогда зачем ты меня сюда притащил? Бобби (недоверчиво): Зачем? Затем, что только так ты бы со мной встретился. Затем, что я пытаюсь тебя вразумить. Затем, что я не думал, что ты готов убить человека. Бобби останавливается прямо перед Сэмом. Сэм (холодно почти неслышно): Ну, ты ошибся. Оставь вещи. Я сам все сделаю. Бобби (покачав головой): Я уже сказал, я не дам тебе кого-то убить. Сэм (кричит ему в лицо): Не твое дело, что я делаю! Несколько мгновений они меряют друг друга взглядами: Сэм - непримиримым, Бобби - полным боли за него. Бобби: Ты так хочешь вернуть брата+ (Он наклоняется и достает из своей сумки, лежащей на полу, кинжал, явно церемониальный). Отлично. Сэм (кинув быстрый взгляд на кинжал, снова уставляется на Бобби): О чем ты? Бобби: Лучше я, чем гражданский. Он протягивает Сэму кинжал, и в глазах Сэма впервые мелькает что-то человеческое - боль, горе.
Не впервые прямо в ладонях Сэма происходит метаморфоза: знакомый ему человек, текуче изменяясь, превратится в жизнерадостного зловещего Фокусника. Раз за разом этот своеобразный монстр испытывает на прочность веру и способность души Сэма, любя брата, оставаться самим собой. Момент решения Фокусника вернуть все на круги своя, оживить Дина и перенести братьев в среду почти незаметен. Как и Сэм, мы не верим глазам: счастье легче списать на дежавю и легкое помешательство:
Фокусник щелкает пальцами. Номер мотеля. Сэм просыпается, и, судя по мелодии, сегодня среда. Младший Винчестер медленно садится на кровати и не слишком решительно поднимает взгляд - чтобы увидеть Дина, собирающегося чистить зубы. Дин: Что, собираешься спать весь день? Знаю. Не "Азия". Эта станция - отстой. Дин сует в рот зубную щетку и продолжает чистить зубы, бродя по комнате. Сэм (посмотрев на будильник, двигаясь медленно, как во сне, еле слышно шепчет): Сегодня среда! Дин: Да. Обычно наступает сразу после вторника. Выключи эту фигню, ладно? Он возвращается к отсеку, изображающему ванную. Сэм выбирается из кровати, идет прямиком к Дину и крепко обнимает его, не выпуская. Дин растерянно моргает.
В 1.16 был ангстовый момент, когда Сэм и Дин без раздумий оказывались в объятиях любящего отца, Джона Винчестера. И в этот миг 3.11 я вспоминаю то же самое ощущение из серии "Тень": братья любят друг друга без условностей и каких-то мудрствований. Да, потрясенный Дин отодвигается, озадаченый эмоциональностью "умника" Сэмми и тем, что младшенький не ворчит по поводу выбора утренней музыки или неряшливости старшего брата. Такое выражение чувств, скорее, из репертуара Дина. Но любовь прочитывается в его взгляде, улыбке и мягких жестах.
Когда в конце эпизода Винчестеры выходят из мотеля, навстречу очередным опасностям, Сэм в один момент внутренне проживает все те сто вторников, которые ему пришлось пережить в одиночестве. Ему большого труда стоит не кинуться за дверь вперед брата и не вздрагивать от звуков, которыми переполнена улица. В прошлом любой внезапный стук, скрип или выстрел мог значить лишь одно: Дин мертв. Снова и снова. Теперь Сэм заставляет себя быть таким, каким его знает брат - сдержанным, "занозой в заднице" и хоть чем-то вечно недовольным.
Но он уже совсем другой человек после пребывания в мире 3.11. Mystery Spot: мы не можем до конца понять подтекст фрагмента, но уже не сможем забыть то сложное выражение лица, с которым Сэм, стиснув зубы, сам зашивал глубокую рану себе на груди.
Невозможно не вспоминать трагический ужин в одиночестве младшего брата , осиротевшего из-за прихоти Фокусника , но не забывшего (на всякий случай!) поставить напротив себя прибор и любимый гамбургер Дина.
И, конечно, финал: Сэм не только опьянен счастьем, выходом из замкнутого круга, и уверенностью, что Дин теперь с ним. Дин - жив. Из его глаз катятся слезы. Взгляд, которым младший Винчестер окидывает комнату, непередаваемо ангстовый. Почему в момент радости и хэппи-энда Сэм испытывает трагедию вновь и вновь? Очевидно, ответ даст сам Ким Маннерс в будущем.
Продолжение следует.
Ваша Redwoman. Дата публикации: 03/05/2008 Прочитано: 2033 раз Дополнительно на данную тему:
3.01 The Magnificent Seven
3.02 The Kids Are Alright
3.07 Fresh Blood
3.03 Bad Day At Black Rock
3.04 Sin City
3.05 Bedtime Stories
3.06 Red Sky At Morning
3.08 A Very Supernatural Christmas
3.09 Malleus Maleficarum
3.10 Dream a Little Dream of Me
|