С большим интересом, забыв на время о вреде спойлеров, я читала форумные баталии, которые неизменно разворачивались вокруг последних эпизодов 3 сезона. То, что фрагмент 3.13 вызвал, мягко говоря, недоумение, а если быть точной - неприятие ряда уважаемых мной фикрайтеров и юзеров, стало самым лучшим возбудителем моего интереса к этому эпизоду.
Мимо чего я также не смогла пройти - ОМГ! до разрешения ключевого вопроса «будет ад или нет?» остались считанные дни, чего тут играть в принципиальность - так это чудесные фото HQ из галереи сайта, на которых взахлеб хохочет, рухнув в изнеможении навзничь, прослезившийся Дженсен Эклз. Приобнимающий за плечи парочку жутких иссохших мертвецов в колпачках и серпантине. (А, может быть, актер вцепился в этих «красавчиков» машинально, чтобы не растечься от гомерического смеха как пломбир по полу павильона?) Эта мизансцена без слов свидетельствовала о том, что в серии нас ждет некая семья, скончавшаяся давно и.... А кто ж его знает, при чем тут именинные прибамбасы?!
И вот серия у меня «на руках». Вот он - момент истины.
Ага-а, ну вот и первая причина разочарования части зрителей: эпизод снят в стилистике home-video или, как принято сейчас говорить, новой волны европейского кинематографа. То есть все снято ручной видеокамерой. На ходу, на бегу, с (якобы) купленными в складчину маломощными софитами, без монтажа, выбора ракурса и.т.д.
Должна сказать, что по непонятной (сперва) для меня самой причине я все 40 минут только что не стонала от эмоционального удовольствия, следуя взглядом за незадачливыми пируэтами аппаратуры во все сильнее дрожащих руках духоловов, по совместительству операторов Спрюса и Мегги. Занятно то, что в жанре художественно-игрового кино такое видео меня неизменно утомляет. Не могу я вникать в смысл шедевров Ларса фон Триера, когда картинка дергается три часа и показывает нам то лица, то облака. В сериалах подобное хоум-видео тоже не новость: любой зарубежный сериал включает в себя хотя бы одну серию, созданную в такой стилистике. Да и мы «в струе»: помните первые 10 минут пилота нашего сериального хита «Не родись красивой»? Вот же оно и есть: home-video во всей красе.
Итак, наслаждаясь, я попутно задавала себе вопрос - почему этот эпизод так невероятно мощен и хорош несмотря на самодеятельную стилистику? Оказалось, что ответ крылся в афоризме Остапа Бендера: «Тут все дело в том, какой отец». Имя режиссера впервые перенесено в финальные титры. Жду, жду.... Вот это да! Фил Сгриция. Ну, вот и разгадка. Классно, чарующе и динамично просто потому, что это от «а» до «я» профессионально. Стилизация, кич, стеб, снятый рукой большого мастера, уже создавшего ряд незабываемых фрагментов в СПН. Вот, оказывается, почему я не люблю подобные фрагменты в, допустим, «Секретных материалах»: там давали «поиграть» с камерой тогда еще просто актеру Дэвиду Духовны. В Supernatural Эрик Крипке принципиально не жертвует мастерством режиссера ради актерского экспериментирования. За что ему - огромное спасибо.
Итак, ближе к сути эпизода. Мы вновь встречаемся с Эдом Зедмором и Гарри Спенглером, одержимыми идеей прославиться в этой, а не будущей жизни. В первом сезоне эта убойная фанатичная парочка (просто Чип и Дейл кинематографа) пыталась развернуть «на широкую ногу» деятельность своего сайта «Адские псы». И испортила этим немало крови и времени братьям Винчестерам. Впрочем, тут полнейшая взаимность: уезжая (навсегда, как они думали) из городка, где существовала штаб-квартира фанатов Интернета и триллеров Эдда и Гарри, братья Винчестеры отмочили последнюю пару жестоких шуточек, которыми они радовали нас весь эпизод.
Эпизод 3.13 подтверждает афоризм Жванецкого о том, что наш мир имеет форму чемодана - попросту говоря, тесен. Герои встречаются вновь. Теперь «Псы» стали «Одинокими волками», но сути это не меняет: они опять выбрали тощий сук, вскарабкались на него впятером, и собираются обрубить его на наших глазах. Или как говорят американцы - Духоловы ищут приключений на свою задницу. И кто бы сомневался, что они их успешно найдут.
Начало серии - это знакомая нам уже парочка, вальяжно сидящая как Шерлок Холмс и доктор Ватсон в светском интерьере у камина, потягивающая коньяк и обещающая нам, что сейчас мы увидим первую серию крутого будущего неигрового кино. Мы станем свидетелями самой страшной истории в мире и, кстати, как у нас там насчет крупного счета в банке?.. Смотреть это могут (как доверительно вещают нам замогильными голосами Эд и Гарри) могут лишь важные шишки и приближенные к миру генеральных продюсеров. Ну-ну, мечтайте, господа Духоловы! Оно ж никому не вредно.
Где Духоловы - там и Дом. С приведениями, естественно. Сегодня зловещая пятница 29 февраля (спасибо хоть, не 13). Почему она такая уж зловещая? Один раз в четыре года, когда в календаре февраль означает 29 число, в некоем доме Мортона в Кинко пробуждается нечто. Оно выходит из подвала в полночь и... Дальше история умалчивает. Потому что по сведениям, собранными пятью Духоловами, все возможные свидетели в панике покидали зловещий дом без пяти минут двенадцать.
Правда, когда в дом Мортона, потрясая как всегда фальшивыми полицейскими удостоверениями, ворвутся Дин и Сэм, информация получит новый жуткий ракурс: ни Эд, ни Гарри не затрудняли себя поисками имен тех, кто умирал в доме Мортона. Десятилетиями. Все жертвы скончались именно 29 февраля.
Но пока Винчестеры еще не наткнулись на пятерку отважных «следопытов», Импала объезжает окрестности под грохот дорогого нашему сердцу хард-рока из 70-х. Дин за рулем и всматривается вдаль как Чингачгук Большой Змей, а Сэм прорезает хилым лучом карманного фонарика тьму ночи и сурово глядит по сторонам как Луч света в царстве тьмы. Духоловы не узнали Винчестеров, пока что они входят (шумя, хихикая и топоча как стадо слонят) в Дом и развлекаются как дети. Они раскладывают лэптопы, ставят немудреные софиты, говорят о том, что тут и «будет город заложен», то есть обзывают замусоренный неосвещенный холл командным пунктом «Гнездо орла». Ну да, логично: где же Одиноким Волкам быть как не в гнезде?
Глядя на интенсивную деятельность пятерки Духоловов, я невольно вспоминаю слова Александра Абдулова из фильма «Гений»: «Ну, как дети, честное слово... Страна непуганых идиотов!»
В серии есть своеобразная лирическая нота. Один из персонажей подчеркнуто непрофессионален. Мой любимый новеллист О`Генри писал про таких: «Он был свеж как молодой редис и незатейлив как грабли». Юный Корбет трогателен и уморителен. Он объясняет в камеру, что он главный повар Духоловов, доставая при этом одну за другой одинаковые баночки паштета из рюкзака и краснея как помидор. При таком рационе повар ни к чему, одним консервным ключом обойдутся.
Когда «охотники за приведениями» делятся на группы и расходятся на запад и восток - ОМГ! почему юг и север им не по нраву? - Эд обзывает Корбета Робокопом. С фонарем у уха, в подобии банданы тот, действительно, вылитый робот-полицейский. Учитывая его замечательный двухметровый рост. Паренек смущается и начинает заикаться «Р-робок-коп?..» Лирика момента в том, что он явно неровно дышит к Эду, и любую реплику от Зедмора пытается прочесть как комплимент или наоборот. Стреляет глазками в камеру, говорит то, что не принято мужчинам говорить друг другу - обычно такими корбетовскими фразами в младшей группе детского сада мальчик говорит любимой воспитательнице, что она лучше всех. Меня это просто рассмешило и растрогало, а вовсе не разочаровало в сценарии эпизода. Не знаю, почему часть зрителей, ранее меня просмотревших 3.13, задохнулась в гневе от лирико-комического обыгрывания гей-темы режиссером. Хмм.... На мой вкус - «жирные коты сценаристы, кому они нужны, когда есть такие парни как мы!» - вот гораздо более благодатная для града критических камней деталь.
Итак, волки вылетели из гнезда. И тут в Дом Мортона вламывается пара (как они себе думают) пара копов. Конечно, Дин и Сэм. Они суровы, просят предъявить документы, мотивировать характер одежды и оборудования, и вообще - ВСЕ ВОООН!!! До полуночи остаются считанные минуты, а Винчестеры, само собой, не просто так мимо проезжали.
Далее следует многоярусная сцена взаимного узнавания. На экране то и дело всплывает смайлик-череп, поочередно вставляющий «би-ип!» в реплики диалога братьев и Духоловов: слова «эти кретины», «те два парня из Техаса», «а ведь был еще с вами один...» цензура пропускает.
Пока шум да дело - пропадает юный редис. Тьфу, то есть Корбет. Он, видите ли, решил пообщаться с духами мертвых и снять все это на камеру. Сделать любимому Эду подарок, судя по всему. Камера показывает то панику и перебранку Духоловов, то щенячий интерес в глазах паренька, в одиночку крадущегося невесть куда. Миг - и тишина разрывается нечеловеческим воплем. В отличие от «юного следопыта» мы видели в зеленоватом свечении прибора ночного видения высоченного призрака за плечом мальчишки. Теперь Корбет на спине и заднице стремительно «едет» по полу, увлекаемый монстром, в подвал дома и его вопль - это единственная зацепка для Винчестеров и четверых Волков.
Ни Эд, ни Гарри не осознают, что ситуация без прелюдий перешла в разряд жесточайшего сверхъестественного. И без помощи Дина и Сэма погибли бы минутой раньше все пятеро «охотников за привидениями».
Они просматривают записи, на которых, сходя с ума от счастья, прокручивают вновь и вновь изображение призрака, который одет как Капоне и тщетно пытается не отдать кому-то в срок деньги. Призрак погибает от ирреального выстрела.
Братья с презрением и легким ужасом смотрят на Духоловов, которые обсуждают этот видеофрагмент так, как будто из него через месяц будет сделан рекламный ролик и выдвинут на главный приз в Канны.
Дин обращает внимание на внезапный холод, мигание света и помехи на мониторе. С диким тарзановским кличем «Эй, чувак, ты мертв!» он бросается к неизвестно откуда появившемуся инфантильному толстяку в мешковатой домашней одежде. Дин машет ладонью перед носом призрака, гаркает на него, пытаясь испугать. Миг - и призрак в ужасе гибнет от автомобильного наезда. Само собой, нереального.
Умник Сэм понимает, что появился новый нюанс. Благодаря его нити размышлений, Дин находит в рефрижераторе бирки из морга, свидетельствующие о том, что Мортон (хозяин дома) был психом. Он принес домой трупы, которые теперь пугают обывателей повторяющимися смертями, «петлей времени». А вот призрак самого Мортона вряд ли так уж безобиден.
Следующей жертвой становится младший Винчестер. Он попадает в страшную комнату, где за жутким бутафорским именинным столом сидит высохшая «семья» скалящихся мертвецов в детских колпачках, а среди них - раненый дрожащий перепуганный Корбет. К которому сзади с самодельным клинком подходит призрак-верзила. Сэм надеется, что в физическом мире монстр относительно безвреден и умоляет Корбета не обращать внимания на боль, забыть о ней и попытаться взять себя в руки. Но через пару секунд становится ясно, что удар, пронзающий шею парня насквозь, смертелен. Теперь призрак приближается к связанному Сэму...
Мы все любим моменты, когда отчаяние и «мозговой шквал» делают из того Винчестера, кто сейчас в относительной безопасности, любящего брата, готового на все ради спасения на этот раз Сэма. Дин вспоминает то, что младший братишка похихикал в начале серии над брошюркой из библиотеки наивного хозяина дома о том, как спастись во время ядерной войны. Старший брат понимает, что у прошедшего войну маньяка-таксидермиста Доггета (теперь становится ясно, что «Дом Мортона» просто народное название страшного места) должно быть некое бомбоубежище, где и надо искать исчезнувших Корбета и Сэма.
У меня не было сомнений, что Дин спасет малыша-Сэмми. Фил Сгриция в этом фрагменте эпизода пощадил наши женские нервы, и Сэм быстро и героически спасен любящим старшим братом.
Несчастные Духоловы маются в призрачном круге из соли. Потрясенный чуть не плачущий Эд видит приближающийся призрак Корбета, который корчится от боли и проживает смерть вновь и вновь. Диалоги Эда с коллегами комичны, что вкупе с ангстовостью ситуации делает сцену незабываемой. Комизм привносит Гарри, который вообще никогда не следит за языком и порой не понимает, как звучит его фраза:
- Эд... Он испытывал к тебе чувства. Он хотел тебя. И ты знаешь, что должен делать. Ты всегда был смелым. Тебе придется побыть геем ради этого бедного мертвого стажера. Ты должен направить его к свету.
То как Эд «пытается быть геем» для призрака друга - это монолог, достойный места в «Короле Лире» Шекспира:
- Корбет, ты никогда не отступался. Ты много значил для команды. Много значил для меня. Никому не сказал плохого слова. Я это помню, Корбет... Я помню это, потому что я люблю тебя, Корбет. Ты должен помочь нам, старина. Должен помочь нам, пожалуйста. Помоги нам здесь.
Финал для всех светел. Мы попадаем в своеобразную монтажную комнату, где Духоловы, плача от счастья, заканчивают работу над будущим хитом. Растроганы даже Дин и Сэм, смотрящие на монитор из-за спин выжившей четверки, но признаваться в этом они не спешат. Тем более, что даже чудесное видео умудряется испортить своими репликами все тот же Гарри:
- Война меняет мужчин.
- И Мэгги.
- Война меняет мужчин... и одну женщину.
Одна из фраз в друга прямом эфире заставляет поперхнуться даже Эда: « Ты учил нас, как любовь может прорваться сквозь завесу смерти. Спасибо тебе, Алан Джей Корбет. Ступай с миром в эту звездную ночь, маленький извращенец. Ступай с миром».
Да, фильм хорош. Прекрасен и трогателен финальный крупный черно-белый план, застывший на повороте головы улыбающегося «Робокопа».
Но Винчестеры не были бы Дином и Сэмом, если бы не сделали кое-что напоследок.
-Что за черт? Кажется у меня здесь кое-какие технические проблемы.
-Стой, стой, стой!
-Нет, нет, нет...
-ВСЕ ЧИСТО?!
-Не-е-е-ет!
Несмотря на то, что Винчестерам понравилось шоу, посвященное памяти Корбета, они как два Золушка оставили сумку, в которую незамедлительно сунули носы любопытные Духоловы. Вспоминаете «Гения» и участь компрометирующих видеоматериалов? Совершенно точно. Банальный электромагнит - и...
Сэм: Какая досада. Мне вроде как понравилось шоу.
Дин: Местами и впрямь неплохо.
Но - мир еще, видимо, не готов к Духоловам. Вам так не кажется?
Продолжение следует.
Ваша redwoman