Мое знакомство с сериалом "Dark Angel" состоялось не очень давно. И оно было более чем не разочаровывающим. Я бы сказала, просмотр "Ангела" стал для меня приятным неожиданным сюрпризом этого года.
Какое-то время меня мучил вопрос: ну, как могло случиться, что такая фанатка хороших телешоу, как я, смогла пропустить показ "Темного Ангела" в момент его премьеры в России? Ответ нашелся буквально пять минут назад, когда я подумала об этом ревю и начала восстанавливать в памяти фильмографию Эклза: оказалось, все просто как шоколад. В 2001 году, непосредственно в момент старта на российских экранах 1-го, а в США и Европе 2-го сезона телешоу, у меня родилась дочка. Думаю, что ни потрясающий Дженсен Эклз, ни очкарик-инносент Майкл Уиверли, по сюжету друг и любовник Джессики Альбы (вот тот типаж мужчины, который со студенчества сносит мою бедную крышу), не смогли бы соперничать в столь значимый для меня год с обаянием крохотной сморщенной пигалицы, на некоторое время подменившей высокохудожественным вяканием, писком и смешным старательным кряхтением все мои былые хобби и приоритеты.
Сейчас домашнему ангелу шесть, она, высунув язык, клеит пятого за сегодняшний день Деда Мороза (странно, июнь в разгаре!), а я с замешательством смотрю на две строки из списка актерских работ Дженсена Эклза. Запись, соответствующая данной роли, выглядит сложновато и чуть устрашающе:
2000-2001 - " Dark Angel " эпизод №1.18 Pollo Loco, Бен (Х5-493) (1-ый сезон)
2001-2002 - " Dark Angel ", в роли Алека (2-ой сезон)
Обращусь к интервью самого актера для TV Guide:
"Все случилось само собой. Я сыграл брата Макс (Джессики Альбы - redw.) в "Темном Ангеле" и в конце эпизода умер. Потом я уехал на съемки пилотного эпизода сериала, который моментально был свернут, а затем я отправился в Европу, где и получил сообщение о том, что продюссеры и режиссеры хотят, чтобы я вернулся в шоу на целый сезон... Я ответил: "Да, звучит здорово!"
...Хм! Как говорила Алиса, "...все страньше и чудесатее". Не стану комментировать беспрецедентно загадочный пируэт, просто следите за нитью событий: хладнокровные сценаристы позвали актера с прагматичной целью - ну, так, использовать не больше чем на полчаса экранного времени (распространенная кастинговая практика сериалов). В последних кадрах эпизода по логике сюжета "убили негра", но, вдруг, во время межсезонной паузы всей (!) команде стало " жалко птичку". Срочно нашли и осчастливили-озадачили юного Эклза, отдыхавшего на другом материке (!), вернули в шоу, спешно переписывая сюжетную линию умершего героя на "привезли его домой - оказалось, он живой!" Попутно изобретая мало-мальски убедительный обоснуй воскрешению персонажа второго (!) плана. (Помог фантастический жанр шоу; Алек из 2-го сезона - это клон Бена из 1-го).
Как бы тут сказать поточнее и помягче... Задам прямой вопрос: а вам, лично, знакома хотя бы пара аналогичных чудесных случаев продления контракта с юными дебютантами, непрофессиональными актерами, "эпизодниками" в мире дорогостоящих телешоу? Я честно морщу лоб, но никаких аналогий на ум не приходит. Разве что мистически-неповторимое начало карьеры Джона Траволты, похожее на сюжет сказки "Золушка", но есть одно отличие: на юного профессионального танцовщика диско делало свои ставки художественно-игровое "большое" кино. И ведь продюсер Роберт Стигвуд не прогадал! Хотя кто тогда мог предвидеть "Криминальное чтиво" и.т.д.
Об эпизоде 1.18 из начального блока серий скажу кратко. Эклз в титрах фигурирует как guest starring, то есть "приглашенная звезда", заезжий гастролер на один вечер. Бен (или Х5-493) персонаж достаточно простой и отрицательный. Его функция - напоминание о прошлом, зловещий фон для виноватого скорбного лица, трогательных глазищ и дрожащих от отчаяния сексуальных а-ля Анджелина Джоли губ девушки, которая не смогла за две-три встречи изменить брата, желающего быть тем, кем его вырастили: солдатом зла и убийцей. Финал эпизода - это самый сильный фрагмент Эклза в 1.17 - жестокая схватка в стиле восточных единоборств между братом и сестрой, трагический монолог Бена после перелома ноги, победы Макс, и - страшная моментальная смерть персонажа. Нежные пальчики Ангела ломают шейные позвонки брата, киллера под кодовым номером Х5-493. Бен убит рыдающим Темным Ангелом по своей просьбе.
"Dark Angel" заинтриговал меня однозначно и с первых кадров. Скажу больше - сериал понравился и до сих пор не приелся.
В нем масса объективных плюсов. Профессиональная режиссура, интересный сюжет, сложные нестандартные образы Чего только стоят сам персонаж Дженсена Эклза и его необычный приятель, живописец, человек-собака Джошуа! Или роскошная мерзкая стерва-блондинка со всепонимающим сочувственным выражением лица, управляющая подразделением сперва будущих, а затем реальных выросших зомбированных солдат-убийц.
В основных титрах удивило и обрадовало имя Джеймса Кэмерона - гарантия того, что зрителя, как минимум, ждут замечательные спец эффекты, да и вообще, пожалуй, вся видео сторона сериала будет выдержана на достойной высоте (ведь не зря же Кэмерон создатель 1-2-3 "Терминаторов" и блокбастера "Титаник", в недавнем прошлом заслуженно получившего 4 Оскара). Нелишним будет замечание, что он для этого сериала сыграл такую же роль, как наше с вами все, Эрик Крипке, для "Сверхъестественного". Кэмерон креативный создатель основной идеи, главный режиссер и идеолог сюжета. Плюс -"Ангела" он снимал силами собственной кинокомпании Cameron/ Egleе. Следовательно, сознательно шел на продюсерский риск и использовал личные финансы и съемочную аппаратуру. И его прогнозы на успех, по-моему, оправдались.
Достоверный источник, мимо которого нельзя пройти, говоря о работе в "Ангеле" Дженсена Эклза - это эссе "История ни о чем" сценариста "Dark Angel" Дорис Иган, появившееся в "Канатоходце" (Tightrope Walker) 18 августа 2005 года.
До сегодняшнего дня я встречала в кинематографической прессе только одну настолько же запавшую мне в душу статью-портрет актера, доставившую мне удовольствие подобного ранга - "Герой нашего времени" Т. Москвиной - тоже очень субъективная, яркая и необычная по форме публицистика в первом выпуске журнала "Лица", об отечественной звезде мирового уровня, российском супер-старе, Олеге Меньшикове.
Итак, вот слова мисс Иган, благодаря энтузиазму которой Дженсену Эклзу удалось получить назначение на сложную, интересную и значимую роль еще не вполне вышедшего из мальчишеского возраста профессионального солдата и убийцы.
Цитирую любимый фрагмент эссе:
"Я проводила кастинг, и актеры один за другим проходили мимо меня. Это был один из тех вечеров, когда ты слышишь слова сценария и недоумеваешь, как он может быть настолько ужасен? Господи боже, неужели этот жалкий сценарий мой? И вот тогда вошел мистер Эклз. В первой сцене его закованный в наручники персонаж убеждал Макс отпустить его. В его голосе должен был звучать вызов, и даже будучи прикованным, он должен был выглядеть чрезвычайно опасным. Даже просто слушать его опасно, ведь он мог воздействовать на вас психологически.
"Не возражаете, если я сяду на пол?" - спросил он таким безмятежным голосом, словно подготовился к этой сцене заранее. Он завел руки за спину и начал читать. Ух ты, это был просто молодой Ганнибал Лектор! Затем он перешел к сцене гибели и на мои глаза навернулись слезы. После он спокойно вышел, а мы все переглянулись. Он изобразил мой персонаж именно таким, каким я его себе представляла. Я поняла, если роль отдадут другому, я с горя совершу самоубийство. К счастью, он покорил всех. Всех, кроме одного высокопоставленного продюсера..."
Когда я денно и нощно смотрела - впервые - на одном дыхании 21 серию второго сезона, с тихим рычанием прерываясь на быт и нужды любимых домашних, я переживала похожее ощущение. Если бы, допустим, я посмотрела на игру Дженсена Эклза в 2-3 эпизодах и поняла, что в доме надолго вырубилось электричество (для примера), я бы задумалась о чем-то похожем на самоубийство от огорчения.
Такое впечатление, что для "Ангела" актер тщательно готовился не менее года. И внешне, и внутренне. Дженсен играет не просто хорошо. Впечатление, что в сериале опытный профессионал, который может все. Созданный режиссером и артистом Алек - это изумительная, блестящая, почти совершенная актерская работа, по уровню и качеству равная будущему эклзовскому Дину Винчестеру.
Причина вотума недоверия от главнейшего из продюсеров была в том, что к началу второго сезона Эклз внешне был... не слишком накачан. У него был идеальный пресс, он с детства гибок, как кошка, но высокий изящный юноша, вчерашний подросток не производил запланированного впечатления машины для убийства. Хотя Иган пыталась непрозрачно намекнуть на то, что субтильность и миниатюрность Джессики Альбы не мешает ей блистать в боях без правил стиля экшн и укладывать трупы поверженных соперников-мужчин в штабеля. Ответом было: "Ну-у, она же женщина..."
Я не смотрю жанр экшна или боевика, если в нем не задействован актер высокого класса. Такой как Кристофер Ламберт, Брюс Уиллис или герой сегодняшнего ревю Дженсен Эклз. Наверное, просто потому, что " ну-у, я же женщина". Но: не было ни одной схватки Эклза и Альбы, которую я не пересматривала бы с неизменным восхищением раз по ...надцать. То есть много. Все психологически точно, красиво, жестко без жестокости, все по-настоящему.
Объясняю.
Даже в потасовках братьев Винчестеров с демонами и между собой при пристальном разглядывании (а уж при покадровом просмотре - тем паче) иногда видна "кухня" ударов, подсечек, пощечин и.т.д. Само собой, актеры редко бывают профессиональными бойцами, дзюдоистами, боксерами. Не каждый родился Джеки Чаном. Поэтому, чтобы парни не ходили 365 дней в году, переливаясь под тональным кремом кровоподтеками всех цветов радуги, экшн снимается краткими фрагментами, нарезкой, многие моменты проигрываются понарошку. А уже монтажеры делают видео достоверным. Единственное, что обычно не подделывают - динамику боя. Темп действия. (И набело пишут шумы - переозвучка удвоит расходы). Хотя для меня непостижимо: как можно точно отклоняться в сторону от рассекающего со свистом воздух лезвия на 0,5 см и не зажмуриться при этом?! Хотя бы машинально! Как можно на предельной динамике и амплитуде "вмазать" брату в челюсть, смазывая в трех миллиметрах от скулы, и все это с идеальнейшей садистской мимикой одного и якобы болевым шоком другого? С иллюзией жесткого впечатывания костяшек кулака в плоть щеки. Это и есть актерский профессионализм. Школа. Воображаемое действие с несуществующим предметом в предложенных обстоятельствах. Вот почему мы - зрители, а они - актеры.
Ни одной схватки Алека и Макс я ни разу не смогла "расколоть" на раз-два-три и "не верю!". А я старалась. Во-первых, налицо отличнейшая операторская работа. А, во-вторых, многое снималось реально. Иногда я подавалась вперед и забывала дышать от остервенения и точности ударов актрисы и идеальных хладнокровных блоков и реакций партнера. В чем причина достаточно редкого боевого реалити-шоу, я бы не поняла путем догадок и тычков "пальцем в небо", если бы мне не прокомментировала неизменную драматичность и жестокость сосуществования Макс и Алека администратор сайта Марта. За что ей большущее человеческое спасибо. Делюсь узнанным с вами.
В экранной психологии отношений актера и актрисы в "Dark Angel" рулит интересный негативный нюанс из разряда "не было бы счастья, да несчастье помогло". Именно он предельно обострил сценарный конфликт между героями Эклза и Альбы.
По какой-то причине амбициозная мулатка более чем невзлюбила своего талантливого партнера, умницу и красавца. (Посмотрите серии 2.20 и 2.21 - финальные, между прочим, - в которых не знающий, что ему делать, Алек полтора часа бездействует на 10 плане в рядах массовки. "Пинает редиску по комнате" как говорит моя подруга. Выбросить героя из кадра не позволил сюжет, а ввести его хотя бы на второй план не дала, судя по всему, прихоть Темного Ангела - Альбы). При том, что, на мой взгляд, Дженсен - это божий дар, а не партнер для любого артиста. Он никогда не "тащит на себя одеяло" зрительского внимания. При неимоверной харизматичности и внешнем облике суперзвезды он интуитивно находит баланс в ансамбле и не выходит более чем необходимо на первый план, часто с удовольствием выполняя функцию безмолвного миманса, массовки. Он дает лидировать партнеру, оттеняя его достоинства.
О причинах неприязни партнерши к напарнику можно только гадать.
Наиболее ИМХО вероятные:
--ей как экзотической красотке просто не по душе стопроцентный белокожий "арийский" типаж (ну, как мы, допустим, не посмотрев на лица китайцев-продавцов или узбекских беженцев, зачастую сразу думаем такое, что не сделает никому чести при произнесении вслух)
--ранний "комплекс примадонны", то есть боязнь, что сильному партнеру достанется больше букетов, аплодисментов, хвалебных отзывов в прессе и.т.д.
--личная вражда. Кто знает - может Эклз уже тогда шутил над коллегами так, как сейчас они "достают" всю команду СПН с на пару Джаредом Падалеки. (Это как же надо было "приколоться" над скромным милейшим Кимом Мэннерсом, чтобы маститый седой продюссер-режиссер за 5 минут до конца рабочего дня обманом заманил шутников в узкую заброшенную канализационную трубу, обрушив на их головы, не пощадив гипс на травмированной руке Падалеки, 10 литров ледяной воды?!..)
--возможно, что в силу неожиданности появления Дженсена в "Ангеле" на весь второй сезон, партнерша посчитала, не мудрствуя лукаво, что он - чей-то протеже. А этот тип артистов и в кино, и в театре зачастую считают дутыми звездами с хорошими связями. Уверена, что в случае подобных черных мыслей Альбе очень скоро стало стыдно и она приватно принесла извинения Эклзу, которому сперва строила козни и устраивала истерики даже на красных дорожках.
--ну, и - просто потому. То есть - кто же может знать точно, что успешно скрыто Кэмероном и актерами от глаз вездесущих папарацци из желтой прессы, охочей до скандалов!
Кстати, полчаса назад я подумала, что неприязнь Джессики к Дженсену оказала пользу конечному результату еще из-за того, что в процессе работы между ребятами не возникло и намека на симпатизирование или влюбленность. Кто бы удивился - дело молодое, и он, и она недурны собой, умны и сексуальны, а на съемочной площадке, судя по количеству сцен, Джессика и Дженсен ежедневно проводили часов 7-8, а если учесть читку диалогов, которой актеры занимаются в свободное от съемки время... Альба по отношению к Эклзу не источала никаких мешающих сюжету флюидов. Она не такая уж талантливая актриса, просто сейчас ее время и она в фаворе. В "Ангеле" ей не удалось бы в случае полной гармонии с партнером сыграть настолько сильно и отстраненно. Она великолепно владеет телом, удачно пользуется некоторыми эмоциональными красками, играет ровно и крепко, но, увы, одухотворенность и мастерство "от Бога" ей в приданое феи не положили.
"Ну, и кому их отдали?!" - спросите вы. Немногим, но не напрасно. Вспомните, например, блондинку-демона из Supernatural. Именно не присоединенность, целостность, холодность, принципиальное не заигрывание с красавцами-партнерами и внутренний посыл "Я тут кошка, которая гуляет сама по себе" дико очаровывают нас с вами в потрясающей актерской палитре Кэссиди, великолепной загадочной Руби из СПН. Она позволяет себе казаться старше, жестче, хуже, круче, умнее Винчестеров. А не кричит каждым жестом: я в экране всех милее, всех стройнее и белее, ах, посмотрите, мальчики, как я хороша!..
Вот и обратный пример: симпатия и партнерство любимого мужчины помешали Сэнди сыграть Красноглазого демона. Хорош и жуток момент гибели, но вот разговор с Сэмом, предваряющий выстрел из кольта и ее смерть, - ниже всякой критики. Я глазам не верила, что передо мной опытная актриса, отлично сыгравшая холодную сексуальную стерву в "Часе волка". В черном платье на перекрестке с придыханием нежно лепетала и хлопала ресничками миниатюрная домашняя woman in love с рубиновыми глазками. Далеко не та изумительная красноглазая леди и сволочь, которая заключала сделку с Дином в 2.22.
Что ж, дань почтения фэндому Supernatural мы с вами отдали, поговорим еще о наших баранах. О самом удачном эклзовском эпизоде в "Dark Angel". Серии 2.11.
Что важно и неповторимо - это первый из его полноценных актерских бенефисов. "В жизни раз бывает 18 лет..." (Кстати: в разделе "видео" нашего сайта можно скачать один из моих любимейших видеоклипов, чарующий красивый "Sadness", созданный исключительно на видеоряде этой серии). Тут все в одном флаконе: экшн, ангст и лав-стори, от которых мороз по коже, прекрасные режиссура и исполнение. Плюс - Эклз играет самое трудное. Двух противоположных персонажей. "Хайда и Джекила". Наемного маньяка-киллера (идеального солдата, клона под безликим номером Х5- 494) из своего недавнего прошлого, и жертвенного любящего молодого человека, прекрасного принца, рыцаря без страха и упрека. Такого, каким мы видим Алека сейчас.
Как в сериалах появляются такие мини-шедевры? Настоящий режиссер всегда осознает потенциал подопечного артиста, который в течение года (двух, пяти, семи...) по объективным причинам не задействованный сценарием конкретного шоу. Собственный талант толкает к действиям, и креатор сериала поступает нелогично, но благородно. Пишет, иногда отклоняясь от накатанного сюжета, этакую "историю в истории", 40-минутный полноценный художественный фильм. Для чего? По нескольким причинам.
Вот одна: если сериал снимает мастер, то он знает, что нет ничего губительнее для юного таланта, чем регулярная игра "вполноги", появление штампов в игре. Режиссер не может не чувствовать вины за то, что он не в состоянии дать роль Гамлета тому, кто ее достоин.
Не та специфика и жанр. Не та киностудия. Не тот сценарий. Не та зрительская аудитория. Любой Кэмерон страдает от того, что о существовании новой звезды не подозревает мир серьезного кино. Если только, конечно, Люки Бессоны и Бернардо Бертоллуччи не тайные маньяки, втихую по ночам смотрящие подростково-дамские каналы типа CW, тщательно скрывающие это порочащее мужчину хобби как скелет в шкафу.
Крипке или Кэмерон не может выслать Мэлу Гибсону или Никите Михалкову ценной бандеролью, перевязанного красивой ленточкой Дженсена Эклза с сопроводительной запиской: " Внутри будущий обладатель Оскара. Отрываю от сердца. Использовать на всю катушку. Обращаться осторожно. С любовью, Ваш Эрик Крипке". (К слову, само имя "Эрик Крипке" вряд ли о чем-нибудь скажет мэтрам большого экрана).
В эпизоде 2.11 Кэмерон продемонстрировал всю палитру, весь спектр способностей Эклза. Подобные серии для исполнителя как дорогое портфолио для супермоделей. Именно оценив уровень Алека из "Темного Ангела", Эрик Крипке привез Дженсена Эклза, график которого был плотно занят "Смоллвилем", для кинопроб на роль Сэма Винчестера. Джареду Падалеки пришлось ехать на кастинг в переполненном трамвае, с двумя пересадками. (Шучу, конечно. Правда в том, что будущий Сэм добирался сам, так как его телесериал "Девочки Гилмора" был любимым шоу миссис Крипке, а не самого создателя Supernatural).
2.11 - это полноценная художественная короткометражка. С использованием дорогостоящих несериальных актеров. Любимую девушку Алека играет прекрасная голливудская актриса с экзотическим именем Фержи. Ее игра давно очаровывает меня в "Волшебнике из Оз"; она пока первая и последняя Дороти из Канзаса, достойно соперничающая со звездой, иконой этого сказочного сюжета - Джуди Гарланд.
И советую всем посмотреть "Вальмонт" А. Вайды, снятый по мотивам "Опасных связей" (эротического романа Шодерло де Лакло). Сравните для интереса уровень игры партнерши Дженсена Эклза из "Ангела" с игрой Умы Турман, которая сыграла двумя годами ранее ту же героиню в голливудской мелодраме "Опасные связи". Составьте мнение сами, специально умолчу о своем.
Рядом с актрисой-профессионалом и замечательным возрастным актером, исполнителем роли ее отца, Эклз не потерялся, его работа абсолютно сопоставима. Он не лучше и не хуже двух признанных звезд Голливуда, хотя ему только 24, и вся его актерская школа - драмкружок в выпускном классе и подробные домашние мастер-классы отца. Причем я неоднократно "по косточкам" придирчиво разбирала все то, чем Дженсен наполнил внешнюю и психологическую сторону роли. Смотрела по отдельности и вместе на подтексты, пластику, мимику и жесты Алека из 2.11. Нет ни одной фальшивой ноты, небрежности, пропущенной досадной мелочи или плохо скрываемого панического "я еще не умею это играть". Брависсимо! и бис! - вот все, что принято зрителю говорить актерам в таком случае.
И, наконец-то, я добралась до самого "вкусного" момента этого бенефисного эпизода. Краткое содержание одной сюжетной линии: чтобы получить доступ в особняк к личному компьютеру бизнесмена-генетика, подрядчика Монтикоры, уничтожить человека, не оставив следов, наемный убийца Алекс, генетически улучшенный человек, за один день натаскивается создателями до совершенства в мирной профессии преподавателя музыки. Это удачная легенда, так как дочери будущей жертвы не нравится ее учитель фортепианной игры.
Что было бы, если Эклз стал бы для "Ангела" грудой мускулов, тупым "качком", который виделся генеральному продюсеру? Ведь он бы смог. Полгода тренировок и белковой диеты приблизят любого актера к подобному образу. Но оказалась права мисс Иган, создавшая сценарий 1-го сезона. Для того, чтобы выглядеть устрашающе как Ганнибал Лектор, не обязательно быть слепком с супермена. Простой взгляд элегантного юноши-денди может надолго застрять в мозгу предчувствием невообразимого ужаса. Тем страшнее адская сила тонких пальцев Эклза, одинаково безупречно исполняющих бриллиантовые пассажи в божественном этюде Фридерика Шопена, и так же технически совершенно, с жутчайшим смакованием впивающихся в человеческое горло. Всаживающих смертельный шприц в позвоночник остолбеневшего от ужаса паренька-музыканта, вышедшего, блаженствуя, в одном полотенце из душа и столкнувшегося в собственной квартирке с киллером, который через пять минут выйдет из дома с его документами и нотной папкой, не заботясь об участи трупа одинокого интеллигентного парня.
"Вкусность" момента в том, что виртуозить (и не раз) в эпизоде должен был профессиональный пианист. Но актер, которого в детстве родители обучали в музыкальной школе (в гостинной Эклзов и сегодня стоит прекрасный инструмент, рояль Стейнвей), удивленно сказал: "Да зачем, я и сам сыграю". За несколько недель Дженсен разучил (или вспомнил, если эти произведения входили в его школьный репертуар) две шопеновских пьесы, каждая из которых сделает честь репертуару любого концертирующего виртуоза. Причем - поверьте выпускнице музыкального училища - очень трудно играть Шопена (и еще Моцарта) так стильно и безошибочно, как его исполнял в "Темном Ангеле" Эклз. Постановка его рук и манера игры говорит о том, что мир искусства лишился неплохого пианиста, обретя при этом хорошего актера.
На этой лирической ноте я наступаю на горло своему желанию говорить и говорить без конца о работе Дженсена Эклза в сериале "Dark Angel" Джеймса Кэмерона. Если Вы еще не знакомы с этим телешоу, я по-хорошему завидую тому, что незабываемый миг встречи с этим шедевром у Вас впереди.
Ваша Redwoman.