Есть одно телешоу, продюссеры, режиссёры и сценаристы которого наверняка хоть годик (уверена!), но страстно мечтали как-нибудь отомстить коллеге-сопернику, гаду Эрику Крипке и перебежчику-предателю Дженсену Эклзу, который поверил своей интуиции и легко ушёл из популярного, набиравшего обороты, любимого всеми аудиториями сериала Smallville ради сомнительного, никому еще тогда неизвестного Supernatural.
Мало кто из нас, любителей жанра телесериала не ознакомился хотя бы единожды, хотя бы для общего представления, пусть только с парой-тройкой эпизодов - с качественным дорогостоящим многосезонным телешоу, непредугаданно культовым (в течение первых удачных сезонов) мистико-фантастическим действом "Тайны Смолвиля".
Краткое (знакомое каждому восьмикласснику) содержание: маленький провинциальный городок Смолвиль пережил "атаку из космоса", беспрецедентную природную аномалию - зелёный камнепад. Метеоритный дождь. Благодаря светящимся магическим камням юный Кларка Кент открывает, что обладает огромной трудноконтролируемой силой и способностями супермена. Кларк на протяжении сериала пытается осознать, обуздать объём полученной мощи и свою неожиданную миссию. Именно он по воле не сразу открывшей лицо судьбы тот единственный избранный, кто способен противостоять нечисти, желающей изменить размеренный уклад жизни провинциального городка, подчинить себе и сделать фильмом ужасов жизнь обывателей Смолвиля.
Дженсен Эклз очень плотно занят почти в каждой из 22-ух серий 4 сезона Smallville. Их снимала уже несуществующая сейчас телекомпания Уорнер Бразерс на протяжении 2004-2005 гг. Эклзовского сериального персонажа зовут Джейсон Тиг.
Сюжетная функция героя конкретна: он вольный и невольный солдат мистической армии зла, мечтающей подчинить себе городок. Несмотря на то, что такие образы как Джейсон Тиг - это уже классика, архетип мистических сериалов, - роль, доставшаяся Дженсену Эклзу, всё же небанальна. Она интересна, максимально неоднозначна, и (на мой вкус) хорошо выписана сценаристами.
Если мы с вами возьмём поверхностный уровень, то Джейсон - это харизматичный, профессиональный тренер футбольной школьной команды городка. (Как пошловато пишут в дисклеймерах фикрайтеры: "Крипке имеет всех" - именно такова сериальная функция Тига. Он чуть старше главных героев, превосходит их по статусу и ведёт железной тренерской рукой к спортивным победам).
Если копнуть сюжетную линию "отношения между персонажами", о Джейсоне Тиге можно сказать не менее кратко и без риска ошибиться: пришёл, увидел, победил. ("Ах, коварный! Ах, соблазнитель!") Именно этот парень на целый сезон становится "злым гением", проверкой нежных чувств на прочность, временным разрушителем прекрасного любовного романа между главными персонажами: очаровательной Ланой и её возлюбленным, суперменом Кларком Кентом.
Сто-ооп!.. Да кто он вообще такой?! Что за парень в сериале?! Кто его сюда звал, кто из нас его тогда знал?!
В общем, метафорически Эклз свалился всем будущим поклонникам как снег на голову в эпизоде 4.01.
Да ещё не просто так свалился. При появлении на экране он замысловато (учитесь у него ухаживать, юноши!) вручил девушке-красавице... Что бы вы думали? Чёрный мотоциклетный шлем (!) на, как оказалось, годовщину их романтических отношений. Рассказал нам историю своей "любви с первого удара", нагло напросился на страстный долгий поцелуй в центре Парижа и, как следствие, запросто увёл сбитую с толку его любовью и напором, ошарашенную нестандартностью подарка, морально (прежде) устойчивую Лану.
Вот так, вуаля! Взял и увёл. Одной левой. Несопротивляющуюся. От супермена. От лапки Кларка Кента! От котика Тома Уэллинга!! Карау-ул... Эклзы девушек уводят в Европе средь бела дня. Куда только их милиция смотрит?.. (Ну, да, а мы-то с вами где были?..)
Но не рычите, фанаты ослепительного Уэллинга, в этом же четвёртом сезоне всё вернётся на круги своя. Разжимайте мощные кулаки, готовьте носовые платочки. В эпизоде 4.18, на школьном выпускном балу мы все будем счастливо вздыхать. Справедливость восторжествует.
Видите, где он теперь, Джейсон Тиг? Кусает свои совершенные локти от чёрной ревности. Сгорает от злости, никому не нужный, тупо мается в дверном проёме. Как всегда ничего не помнящий Кларк Кент (хорошая болезнь склероз, каждый день - только новости) по-королевски умопомрачителен в смокинге и бабочке, а терпеливая всепрощающая (простившая себя саму в том числе за "ошибку юности", за роман с Тигом) Лана просто бе-спо-доб-на. Она как экзотическая принцесса, как королева этого бала, как райская птица в белоснежном корсажном платье с декольте. Боже, а как хороша эта медленная композиция "You and me", лайв (вживую) исполняемая солистом группы Lifehouse, под которую танцуют, пребывая в объятиях друг друга, счастливые влюблённые и все выпускники года!..
Да, действительно, сначала поклонники телешоу в праведном гневе забросали телеэкраны своих домашних кинотеатров гнилыми помидорами и, хранимыми для таких случаев, растоптанными кроссовками. Зарубежные официальные сайты, посвящённые сериалу (даже наш любимый Смалрус), не зная, как реагировать на новичка, хором перевели его имя как... Йенсен Эклз. (Я, кстати, для себя поначалу переводила точно так же). Потому что, понимаешь ли, явился-не запылился, Бог знает откуда, абсолютно неизвестный широкому и российскому зрителю какой-то неведомый артист из Техаса. ОМГ! И сразу, без предисловий, в первом эпизоде свёл с ума нашу завидную невесту, умницу-разумницу Лану!.. Нашу Елену прекрасную! Золотое руно! Нахал зеленоглазый! Поставь чужое на место, посади девочку, где росла!
Но - давайте оставим эмоции юношеству. Каков, на мой взгляд, Эклз в момент появления, в своей первой серии? Мало того, что он идеально гармонично вписывается в сюжет: он достоверен, деликатен, точен и профессионален. (Эти генетические качества актёр не афиширует нигде, и основной зритель именно в Smallville, каждый из нас в свой час, пережил своеобразное озарение: "Ёлки! А ведь этот парень Эклз отличный артист".)
Дженсен незаметно перерос первую ступень "юное дарование, подающее надежды ". Он вступил в человеческую зрелость, перед нами теперь молодой мужчина, который по-настоящему красив. Его былой мальчишеский образ из "Blonde" и прочих ранних проектов безвозвратно уехал в прошлое на раритетном Лимузине. Теперь даже мой сентиментальный язык не может называть актёра Дорианом Греем, ангелоподобным юнцом и рекламным "конфетным" голливудским красавчиком. Раньше он был мечтой любого сессионного фотографа, сейчас его образ напрашивается не лишь на постер, но и на портрет кисти художника.
К безупречной внешности трансгеника Алека из "Тёмного Ангела" теперь добавилась безошибочно бьющая в цель гремучая смесь. У Дженсена Эклза в актёрской палитре в полном объёме появилось то единственное, что чудесно переплавляет равнодушных разрозненных зрителей в горячую армию поклонников: ранняя зрелость, опытность и (о, классическая ловушка для наших женских сердечек!) естественная мужская небрежность, равнодушие кинозвезды-профессионала к собственной внешней красоте. Всё! Теперь мы смиренно "возлежим у его ног".
В "Тайнах Смолвиля" второй раз за карьеру (впервые мы видели это в Dark Angel) чувствуется внутреннее точное знание самим Эклзом собственного профессионального уровня, того, на что он в своём "сегодня" способен. Он перерос мастер-классы отца. Алан Эклз из младшего сына воспитал достойного коллегу. Который теперь имеет "внутреннее зеркало-цензора" и может безбоязненно верить самому себе и грамотному режиссёру. Он может закрыть слух и игнорировать как вид субъективные мнения кинокритиков и наши дилетантские восторги фанатов.
Джордж Клуни месяц назад сказал в личном интервью журналисту моего любимого мужского журнала "Эсквайр": "Спасение для кинозвезды в планомерном игнорировании мнения всех тех, кто говорит о тебе, что ты красавец и гений". После знакомства с работой в "Тайнах Смолвиля" мне кажется, что Эклз счастливчик: это необходимое актёру знание, к которому Клуни пришёл после двух Оскаров и сорокалетия, Дженсен незаметно и прочно впитал изначально, "с молоком матери".
В Эклзе, на радость нам, появляется гарантия неизменно хорошей актёрской игры при (увы, никто от этого не застрахован) зачастую возможной в сериалах и кино плохой режиссуре или непрофессиональной работе операторов. Смело предположу, что теперь Дженсен приблизился вплотную к той планке, за которой художник (музыкант, актёр, танцовщик) не может сыграть плохо, даже если очень захочет. Эклз теперь существует в роли на той ступени овладения ремеслом, где дилетантство и понятие "плохо" становится почти невозможным. Будущее актёра более чем радует меня как поклонницу, потому что его следующий уровень будет называться не просто профессионализм, а мастерство.
Но я увлеклась ассоциациями и философией, пора возвращаться в Смолвиль.
В момент первого появления на экране герой Дженсена Эклза одет как турист, по-итальянски словно небрит два-три дня, его персонаж рыжеволосый (хе-хе, мальчики и девочки, всё просто: здешним режиссёрам не были нужны мистические монохромные светофильтры Крипке, всегда меняющие в Supernatural природный цвет волос Дженсена). Джейсон Тиг хорош даже в многочисленных бледных конопушках, с харизматичным, проявляющимся не во всех световых ракурсах "фордовским" шрамом на подбородке, о-хо-хо! его не портит даже не сразу понимаемый нами единственный раздражитель - суетливый панический взгляд (в течение первого эпизода глаза у него всё время подозрительно бегают. Туда-сюда, туда-сюда...Почему - проясняют дальнейшие эпизоды).
Есть существенная причина, по которой я остановлюсь только на одном эпизоде 4 сезона. Да простят меня команда сериала и поклонники - мне (возможно, это лишь пока...) не нравится «Смолвиль». Я с большим наслаждением смотрю на игру Кристин - исполнительницы роли Ланы. Она убеждает меня своей игрой от первого до последнего кадра. Часто пересматриваю фрагменты с участием Эклза. Но всё остальное, включая сам сюжет, оставляет меня равнодушной. Похоже, я кардинально разной группы крови с этим сериалом.
Но есть невероятная по накалу драмы серия 4.15, которая неизменно переносит меня в другую реальность. Благодаря игре двух главных героев шоу - Ланы и Джейсона. Достойных друг друга актёров Кристин Кройк и Дженсена Эклза.
Для тех, кто смотрел этот эпизод или хотя бы интересовался фотографиями 4 сезона, не новость, что часть действия происходит в одном из самых страшных мест современной цивилизации - в китайской тюрьме.
Это напоминает подвал. Стены подвала выложены из кирпича и нет никакого дневного света. Только несколько ламп дневного света и висящая лампочка, которая качается рядом с Джейсоном. У обоих, и у Джейсона и у Лекса руки связанны цепями, которые прикреплены к потолку. Джейсон без рубашки, а рубашка Лекса расстегнута, и видна кровь на его груди.
В подвале несколько китайских охранников. Они разговаривают друг с другом, и затем один из них берет влажную губку, соединенную с электрическим кабелем и прислоняет её к груди Джейсона. Есть другой кабель, связанный с цепью, которая удерживает руки Джейсона. Охранник включает электрический ток, который воздействует на тело Джейсона. Он кричит от боли через сжатые зубы. Охранник увеличивает напряжение. Главный охранник спокойно наблюдает за этим.
Охранник: Достаточно.
Человек выключает рубильник. Главный охранник приближается к Джейсону, поскольку тот прекращает кричать и пробует восстановить дыхание. Охранник, держа рисунок карты сокровищ, хватает Джейсона за волосы другой рукой.
Охранник: Скажи мне, куда это ведет?
Джейсон не отвечает. Он смотрит в глаза охраннику холодно довольно долго. Охранник смотрит на Лекса, а затем на Джейсона.
Охранник: Вы действительно думаете, что ваш друг этого хочет?
Он говорит своим людям что-то по-китайски. Человек убирает электрический кабель с Джейсона и соединяет его с Лексом. Затем он вынимает влажную губку из ковша с водой и подводит её к груди Лекса.
Лекс: Нет.
Включают рубильник, и Лекс кричит от боли.
Охранник: Где камень? Где - камень?! Где - камень?!
Это неимоверно сложная по психологии и физическому действию сцена - Джейсон ведёт себя как молодогвардеец, стиснувший зубы, измывающийся над фашистами, отыгрывая при этом максимальный болевой электрический шок. А появившаяся позже Лана ещё и потрясающе перевоплощается из прикрученной к стулу, напуганной, измученной болью девушки в страшную огнеокую Изобэль, избравшую её телесной оболочкой.
Лана воет через сжатые зубы подобно замученному животному, поскольку охранник увеличивает напряжение. Внезапно Лану начинает трясти с бешеной скоростью, ее голова дергается так, что превращается в размытое пятно. Что-то происходит, и легкий ветер шевелит ее волосы. Ее глаза закрыты, и электрический ток все еще течет через нее, но это не затрагивает ее. Она говорит нараспев на латыни низким голосом.
Лана: Mitere meus animam.
Ее глаза открываются, в них фиолетовое мерцание. В наступившей тишине Джейсон и Лекс наблюдают за этим.
Лана: Liberare!
По всему подвалу пролетают фиолетовые потоки огня. Охранник, сидящий около рубильника сброшен в пол. Лана ломает металлические прутья, которые удерживают её руки, и она встает. Она поворачивается к двум охранникам, которые все еще стоят около неё и стреляет в них фиолетовой энергий, проходящий через её руку. Охранники отлетают в угол подвала. Один из них без сознания держит карту в рук. Лана берет её. Затем она спокойно подходит к Джейсону и Лексу.
Лана: Вы действительно думали, что я позволю кому-нибудь повредить тело, которым я обладаю? [Она улыбается.] Вы двое опять.
Джейсон: [Шепотом]. Изобэл.
Я забываю, что есть третья жертва китайских тюремных беспредельщиков - Лекс (Майкл Розенбаум). Его тоже пытают, у него свои актёрские задачи. Он хорош, но Эклз и Кройк бесподобны. На мой вкус, великолепны. Каждый кадр совместного или сольного исполнения участников этой пары хочется увеличить до максимально возможной величины и, как Алиса в Зазеркалье, шагнуть через него в жутчайший мир этого эпизода. Фантастический и ангстовый. Где пробуждаются богини и сами по себе существуют криптонские реликвии.
Лана разводит руки по сторонам. С левой стороны меч выскакивает из статуи и летит в руку Ланы. С правой стороны кинжал летит из статуи в другую руку. Она кричит по-латыни.
Затем она касается клинками над головой, и они мерцают фиолетовой энергией на мгновение. Она бросает кинжал в Кларка. Он летит по воздух в замедленном движении, достигает Кларка, нанося удар ему в грудь. Он задыхается, капли крови текут по его куртке. Лана улыбается, видя, как он хватает рукоять кинжала и пробует вытащить лезвие.
Затем Лана прыгает к нему через весь храм, взлетая в воздух, почти летит, она держит меч над головой, готовясь ударить. Перед тем, как она добирается до него, Кларк вытаскивает лезвие из груди и уходит с ее пути. Она замахивается на него, но поражает стену вместо этого. Кларк идет в зал, и она оборачивается, желая ударить его снова. Он останавливает ее меч кинжалом, избегает другого удара, отступив назад.
Лана следует за ним и прыгает в воздух, они бьются мечами снова. Она подскакивает к нему, совершая оборот в воздухе и замахивается на него дважды. Оба раза она ударяет по его лезвию кинжала. Она бежит вокруг и пытается ударить по голове, но Кларк пригинается. Тогда она приседает и сильно бьет ногами Кларка, опрокидывая его. Когда он оказывается на спине на полу, она замахивается на него, но он снова отбивается. Он выбивает меч Ланы из ее руки и отшвыривает ее.
Она летит через комнату, но прежде, чем упасть, Лана приходит в себя и приземляется мягко на ноги, оглядываясь на Кларка холодно. Он смотрит на нее нервно. Лана прыгает высоко в воздух, вращаясь, словно летит. Тогда Кларк на суперскорости прыгает с нею рядом. Он разрывает кармане ее халата и красный платок с кристаллом власти падает на пол. Лана смотрит вниз на камень в панике.
На земле Кларк берет камень, но Лана хватает его руку. Происходит яркая вспышка, энергия проходит через обоих и раскидывает их в противоположных направлениях.
Джейсон входит и касается руки Ланы. Она сидит и смотрит на него с растерянным видом.
Лана: Как мы сбежали от охранников?
Кларк возвращается в зал прихожую.
Кларк: Это была Изобэл.
Пишу про игру Кристин, а перед глазами не только её полёт и фантастическое вращение-вихрь, а появление в кадре и безмолвная реакция Дженсена Эклза. На основе его моментов «без слов» можно создать учебное пособие для начинающих актёров, которые считают, что отсутствие реплик и функция массовки унизительны. Ничего подобного. Умение взглядом, изменением позы передать главное и подтекст твоей роли - это умение, достойное профессионала.
Окончание существования Джейсона Тига в сериале бесславно. Одерживает верх его злая миссия, он вламывается в дом Кларка и нападает на его родителей.
Джейсон приставляет дробовик к голове Марты. День.
Джейсон: Богом клянусь, если вы не начнете говорить, я вышибу ей мозги.
Марта тихо всхлипывает.
Джонатан: Милая, это бесполезно. Расскажи ему, что он хочет знать. Покажи ему, где камни.
Марта смотрит на Джонатана, не уверенная относительно того, что он задумал. Он кивает ей.
Джейсон: Скажи мне, что я хочу знать.
Марта: Хорошо, хорошо. Пойди наверх в комнату Кларка...
В то время как Джейсон слушает Марту, Джонатан встает, таща стул, к которому привязан, и бьет Джейсона. Джейсон отлетает к стене, теряет ружье и падает. Джонатан падает тоже, стул разламывается. Он пытается развязать руки.
Джейсон подбирает дробовик, но Марта подбегает к нему и наступает на руку. Джейсон хватает ее за ногу, опрокидывая на пол. Она падает рядом с Джейсоном и пинает его в лицо. Джейсон берет ружье, становится на колени и душит ружьем Марту.
Джонатан: Марта!
Руки Джонатана связаны за спиной. Он изворачивается так, что руки оказываются перед ним, он может теперь встать. Он оттаскивает Джейсона от Марты. Джейсон встает и ударяет Джонатана в грудь прикладом, случайно выпуская еще одну пулю в потолок. Джонатан бьет Джейсона в лицо, и Джейсон отлетает к столу. Тогда Джонатан подходит сзади него и обхватывает за шею руками, пытаясь душить его.
Джейсон нащупывает стеклянную бутылку и разбивает ее о голову Джонатана. Марта кричит. Джейсон ударяет Джонатана по лицу ружьем, тот падает. Он оказывается рядом с Мартой, она прижимается к Джонатану, Джейсон наводит на них ружье.
Внезапно Джейсон останавливается. Он смотрит в потолок, поскольку слышит отдаленный гул, идущий с неба. Джонатан и Марта тоже слышат его.
Снаружи мы видим пылающий метеор, направляющийся прямо к дому Кентов и обрушивающийся на крышу.
Серия 4.22 словно повторяющийся кошмар, лейтмотив Smallville. Джейсон Тиг становится одним из тех, кто погибает под метеоритным мистическим дождём.
После 4 сезона Смолвиля актёр попробовал свои силы в новом для себя жанре стопроцентного триллера - проекте Devour, после чего фортуна решила стать окончательно благосклонной к молодому талантливому артисту.
Мир узнал сериальный проект Эрика Крипке Supernatural, а поклонники получили лучшую из актёрских работ Дженсена Эклза - роль старшего брата, охотника на нечисть Дина Винчестера.
И кто скажет, что мы с вами не счастливые люди? Мы его современники. Фанаты и беспристрастные критики, наблюдающие каждый шаг становления и расцвета драматического таланта замечательного актёра. Современной звезды американского и (не побоюсь громких слов) мирового кино - Дженсена Эклза.
Redwoman.