Пытаюсь привести мысли в порядок. Такое ощущение, что их разметало в клочья выстрелом заряженного солью дробовика. Так здорово снова видеть наших мальчиков, и в то же время так чертовски больно смотреть, как разворачивается эта история. Не могу оторваться, и при этом отчаянно хочется где-нибудь спрятаться.
В этой серии было немало отличных кадров и ракурсов. Мальчики выглядели... уставшими. Измученными. Обреченными. Даже до того, как появился этот серо-голубой фильтр, придавший их лицам призрачный оттенок. Глаза Дина были огромны, в них была боль и печаль. Глаза Сэма - спрятаны в тени, и даже когда он шутил или волновался, в них было столько решимости, столько тьмы, если хотите, что от них веяло холодом.
Я этот холод ощутила. Особенно в том моменте, когда нам показали флэшбеки из премьеры второго сезона. Я вспомнила, какими были глаза Сэма тогда. Каким невинным он был. Как сильно ему была нужна его семья, и особенно - его брат. А теперь... что ж, теперь он даже не думает, что ему нужен кто-то. Кроме, пожалуй, Руби.
Я делала заметки (знаю, вы поражены) и записывала по ходу дела свои размышления, так что буду щедро включать их в свой рассказ. Надеюсь, вы не примете меня за несущего бред лунатика.
История завязывается в баре Бизона Бада, из которого выходят двое дружков, обсуждающих достоинства фэнтези футбола (которых я лично не вижу), и вдруг оказываются под прицелом. Помощник официанта, выносивший мусор, случайно вспугивает человека с оружием, и тот стреляет в одного из парней. Бедняга падает, но... крови нет. Он в порядке, хотя должен был быть мертв.
Мы видим наших мальчиков, засевших в кафешке. Дин терзает упрямый музыкальный автомат (и я расплылась в улыбке - о, Дин...), а Сэм говорит по телефону. Выясняется, что в Вайоминге есть город, где уже больше недели никто не умирал... ну, ладно... вот только на самом деле все гораздо страннее, чем кажется. Неизлечимо больной раком человек уходит из хосписа, а какой-то парень получает пулю от уличного грабителя и остается в полном здравии.
Дин, с набитым сэндвичем ртом: «Получает пулю прямо в зад?»
Хех. Не угадал.
Итак, они обдумывают версии о чудесах, сделках, все как обычно. Сэм, впрочем, полон решимости отправиться на место и разобраться, что к чему. Он бросает Дину, чтобы тот забрал еду и шел с ним, и останавливается, потому что Дин вдруг не двигается с места. Сперва я подумала, что все дело в простом упрямстве - ну, решил в очередной раз подразнить брата. Но потом он поднимает взгляд с таким выражением лица, что у меня оборвалось сердце.
«Ты действительно хочешь, чтобы я пошел с тобой? Я не хочу быть для тебя обузой...» О, Дин. Ой-ей. И Сэм тоже. «Я уже сто раз говорил, что это не мои слова, может, забудем уже?» Дин неискренне пожимает плечами с видом Мне все еще больно, и я не смогу забыть об этом, пока не почувствую, что ты снова стал моим братом, и бросает сэндвич со словами «Отлично, проехали».
Я подозревала, что они не сразу вернутся к своему обычному ритму после встречи с сиреной, но эта слаженность, это единение, которое и делало их такими уникальными, такими близкими - ушло. Теперь они на шаг отстают друг от друга, и все оставшееся время я ожидала момента, когда они споткнутся и, в конце концов, взорвутся потоком резких слов и оскорбленных чувств.
Под видом блоггеров они опрашивают жертву ограбления, узнавая, что парень благодарен небу за второй шанс, чувствует, что ангелы за ним приглядывают, но, что гораздо важнее - с черноглазыми либо красноглазыми личностями он не встречался, да и на перекрестке не бывал. Мы видим забавную смену ролей (которая еще раз подчеркивает, как сильно нарушен баланс между братьями): Дин сидит за компьютером в поисках ответов, а Сэм возвращается, только что допросив больного раком.
Дальнейшие рассуждения на предмет как/почему все это происходит, приводят их к версии, что Жнецы устроили забастовку. Сэм предлагает, как бы между прочим, поговорить с Коулом Гриффитсом, двенадцатилетним парнишкой, последним умершим в городке человеком.
Они направляются на кладбище, расставляют свечи, явно собираясь вызвать призрак Коула обратно в наш мир, и Дин выдает интересную идею. И у меня до сих пор сердце кровью обливается, когда я думаю о том, как он смотрит на мир, как он сопротивляется всему этому. Если они сделают свою работу, люди умрут. «Прикончи тварь, сожги останки», и это ему близко и понятно, но эти люди - хорошие.
Сэм возражает, что существует естественный порядок вещей, и мне кажется, я на долю секунды опередила Дина с насмешливым фырканьем. Он усмехается, говоря, что они с Сэмом - ходячее нарушение этого естественного порядка, а младший утверждает, что для них обычные законы природы значения уже не имеют. «Я заражен кровью демона, ты побывал в аду». На лице Дина читается сомнение; он знает, что его возражения успеха иметь не будут, и все же пытается приноровиться к двойным стандартам брата. «Я знаю, тебе хочется быть Сантехником Джо, но - не суждено», подкалывает его Сэм.
Все это мне показалось, знаете... так забавно. Как далеко они зашли. Когда мы встретили их в первый раз, именно Сэм стремился быть нормальным. Ну, то есть, вы же понимаете? Он и тогда был заражен кровью демона. Дело не столько в ней, сколько в том, что они видели и переживали. Дин был одержим идеей «спасать людей, охотиться на нечисть», а теперь он отказывается верить, что Господь приглядывает за ним, а ангелы могут изменить всю его жизнь. Это просто... забавно.
У могилы их застает незнакомец (плакальщик? кладбищенский сторож?), и братья тут же торопятся объяснить, что все их действия к сатанизму никакого отношения не имеют. Дин беспомощно оглядывается на Сэма. «У меня нет хорошей отмазки». Сэм говорит мужчине, что они сейчас уйдут, и по спине у меня пробежал холодок. «Никуда ты не уйдешь теперь.. Сэм». Глаза его изменяются, он смотрит на Дина, и я сжимаюсь в комочек. Это Аластор. Который, разумеется, вовсе не прожарился до хрустящей корочки, вопреки ожиданиям Дина. Черт.
Аластор швыряет Дина, и тот летит по воздуху футов двадцать, прежде чем врезается в надгробие и падает на землю без сознания. Аластор пробует тот же трюк на Сэме, но... пшик. «А ты стал сильнее, Сэм», ласково сообщает он. И Сэм, с абсолютно темным выражением лица (что в этой ситуации мне пришлось по душе), отвечает: «Ты и понятия не имеешь, насколько». И в неожиданном повороте событий, одновременно жутком и захватывающем, Сэм швыряет демона через кладбище, собираясь применить к нему Силу, но Аластор выскальзывает из своего «плотского костюмчика» и сбегает.
Когда мы видим парней снова, Дин лежит на кровати, прижимая ко лбу пакет со льдом. Сэм входит в комнату (э-э.. откуда?) и спрашивает, как он. Дин отвечает, что ему больно, и добавляет, «Думаю, у меня сотрясение мозга». От аспирина он, впрочем, отказывается, пока Сэм повторяет, что Аластор не смог ничего с ним сделать и сбежал. Следующая реплика Дина разбила мне сердце, потому что она полыхнула, словно молния, в этой темной расщелине, что теперь лежит между ними.
«Сделай мне одолжение, Сэм. Я не могу заставить тебя быть откровенным. Просто не держи меня за идиота, ладно?»
Сэм возражает своим привычным «У меня нет от тебя секретов», и это очень расстраивает, серьезно, потому что он мог воспользоваться моментом, повести себя как мужчина и увидеть, что Дин предлагает ему перемирие. Дин хочет быть рядом с братом. Сражаться плечом к плечу. Сражаться за него. Он хочет, чтобы победили они. Вместе. Он знает, что все изменилось, и он тоскует по прежним временам. Он никогда не стыдился признаваться Сэму, что хочет, чтобы они были семьей. Сама эта история началась с того, что Дин хотел быть рядом с Сэмом.
Но Сэм - тоже человек. Тоже личность. У него свои личные демоны (так сказать), свои битвы, и Дин предоставил ему прекрасную возможность сказать: «Ну ладно, хорошо. Я продолжаю свои занятия. Давай останемся каждый при своем мнении». Но Сэм ею не воспользовался. Единственное оправдание, которое я вижу - они уже настолько вжились в свои роли, что он просто не знает, как сделать шаг назад и снова стать самим собой с Дином. Поэтому он скрытничает, шифруется. Я могу понять это, в какой-то мере. Я сама в свое время пыталась раскрыть свою собственную личность рядом с человеком, который меня затмевал. И чувство удовлетворения собой приходило только тогда, когда ее не было рядом.
Когда Дин говорил эти слова, его глаза, ребята... они просто УБИЛИ меня. Наповал. Такие распахнутые, такие уязвимые. Казалось даже, они чересчур велики для такого лица. Мне так хотелось дотронуться ладонью до его щеки, чтобы он ощутил тепло...
*встряхивается*
Так, ну ладно. История. Да. Сэм говорит, что Бобби кое-что нарыл, если коротко - Жнецов похищают потому, что если убить одного из них в ночь равноденствия (которая наступает как раз завтра), еще одна Печать будет сломана. Сэм замечает, что сейчас им как раз пригодились бы ангелы, что звучит весьма иронично, если вы уже досмотрели серию до конца. Они обдумывают, как бы им тайком пробраться и выкрасть своего старого знакомого, Жнеца.
Дин предлагает стать призраками.
«У тебя все-таки сотрясение».
Дин вызывает Памелу, которая тут же принимается ворчать, да так, что, казалось, у нее над головой горит неоновая табличка, «вы оболтусы». У меня были нехорошие предчувствия насчет ее судьбы. Она возмущается, говорит, что ей осточертели эти игры с ангелами и демонами, сокерами и гризерами. ХА! Высший балл за отсылку к «Изгоям», Пэм. Она продолжает упираться, говоря, что перемещаться в астральной проекции ужасно сложно, и они не справятся. Голос Дина становится на несколько тонов ниже (и бог ты мой, на 100% сексуальнее), когда он говорит ей, что речь идет о всеобщем конце. В буквальном смысле. И им нужна ее помощь.
Когда она интересуется, как они собрались спасать Жнеца, Дин отвечает: «С шиком-блеском». Молодчинка. Наконец они убеждают Памелу, и, следуя ее указаниям, ложатся на кровати и закрывают глаза. Она бормочет какую-то латинскую скороговорку, и затем Дин садится на кровати со словами: «Похоже, выстрел вхолостую».
Момент замешательства - Памела не отвечает - и Дин оглядывается на Сэма, который лежит на кровати с закрытыми глазами - и в то же время стоит прямо у Дина за плечом, сочувственно улыбаясь - а вторая «версия» самого Дина лежит на кровати рядом с Дином-привидением.
«Ох, чувствую себя прямо как Деми Мур».
ХА! Люблю этого парня. Памела шепчет в ухо спящему/мертвому Сэму, что у него отличная задница, и Дин тут же: «Что она сказала?»
Тут наступает один из самых воистину юморных моментов серии, когда мальчики выходят из отеля, и сквозь них пробегает спортсменка. Дин, вечный ребенок, засовывает свою руку в грудь Сэму.
«Тебе неприятно?» (Это отчетливо напомнило мне Джонни «Блэк Джека Воробья» Деппа, когда он произносил эту же реплику.)
«Пшел вон из меня». ХАХ!
«Экий ты недотрога». Двойной ХАХ!
Не найдя ничего и собравшись уже вломиться в магазин нижнего белья и тайком поглазеть на девушек, Сэм замечает в окне ребенка, который на них смотрит. От этого мне, честно говоря, стало на самом деле жутко. Они понимают, что это Коул Гриффитс, и направляются в дом. Мать Коула ходит по комнате, плачет, зовет сына, говоря, что она видела упавшую рамку с фотографией и поняла, что это он. Футбольный мяч внезапно начинает подпрыгивать на месте, а потом летит через всю комнату. Мама выбегает - сквозь мальчиков - они осторожно входят, и Сэм успокаивающим тоном говорит, что они не хотят никому зла.
Коул, однако, встречает их недружелюбно. «Спасибо, Хэйли Джоэл. Я знаю, что я умер».
Мы узнаем, как Коул умер - приступ астмы - и что за ним пришел Жнец, но потом комнату наполнил черный дым, и Коул спрятался, а когда дым пропал, с ним исчез и Жнец. Это рождает у меня вопрос, на который я так и не получила ответа.
Было ли что-то особенное в самом Коуле? Или это простое совпадение, что Лилит добралась именно до этой печати, и Жнецы должны были умереть именно в это время, а город был выбран совершенно случайно? Это просто показалось мне... ну, не знаю. Странным.
Так или иначе, пока Коул говорит, в комнате начинает мигать свет, и он, опознав это как появление Жнеца, сбегает. Дин и Сэм идут за Жнецом, и замирают на месте, когда навтречу им ступает потрясающая брюнетка, называющая Дина по имени. Это Тесса.
«Ты не помнишь меня?» спрашивает она.
«Если бы мне давали по 5 центов каждый раз, как услышу это от девушки...» (о, Дин...)
Тесса делает шаг вперед и нежно целует Дина, выдыхает его имя и отступает назад. Голос Сэма звучит напряженно. «Так ты ее знаешь?» Когда Дин объясняет, что встречал ее в больнице после аварии, Сэм почти враждебно отвечает, «Так это Жнец, который за тобой приходил». Если бы они не собирались ее спасать, пожалуй, Сэм бы набросился на нее с кулаками, за то, что она дерзнула посягнуть на Дина.
О, небольшое лирическое отступление. То, что мама Коула схватила кошелек с ключами и вышла из комнаты, пока эти трое разговаривали, показалось мне очень изящной деталью, еще раз подчеркнувшей их призрачность. Женщина просто их не заметила.
Тесса не желает уходить - она хочет разгрести бардак в этом городке и снова начать забирать души. Они уговаривают ее притормозить, пока они не разберутся; она говорит, что когда снова начнет жатву, мальчик будет первым. Сэм уходит на поиски Коула, говоря Дину, что скажет парнишке все, что нужно. Присев рядом со шкафом, Сэм предлагает Коулу сочувствие и понимание, при этом врет и не краснеет. Он обещает, что если парень им поможет, то сможет остаться в доме навсегда. Стискивает зубы и говорит: «Обещаю».
Пока они там разбираются, внизу Тесса и Дин немного болтают по душам. Дин - чуть ли не единственный, кому удалось тогда от нее сбежать. Он прокашливается и говорит, что хочет кое-чем поделиться, а затем продолжает разбивать мое сердце словами, срывающимися с губ; печальные морщинки в уголках глаз выделяются, голос чуть дрожит, а дыхание выравнивается с трудом.
«После нашего маленького приключения... у меня весь год было такое чувство... будто у меня дыра в сердце. Это была ты. Боль от потери папы и Сэмми (оу, он сказал Сэмми!)... Я должен был тогда пойти с тобой. Полагаю, теперь всё иначе...»
На этой фразе у меня перехватило дух - и не только из-за этого сломленного выражения на лице - но из-за идеи, которая вечно маячит поблизости: Дин хотел бы умереть. Дин не отказался бы умереть. Дин собирается уйти при полном параде, но его не тревожит тот факт, что конец будет кровавым. И что ему не суждено состариться. Я не могу отделаться от мысли, что если бы Сэм снова был с ним, имею в виду, ПО-НАСТОЯЩЕМУ, он бы не стал относиться к этому так легко. Но даже под конец он говорит, что окажется «там» скорее, чем думает Коул. Знаю, я уже говорила: это не моя история, я просто наблюдатель, и я... но если Крипке предсказывает своему персонажу именно такой конец, мое сердце будет разбито вдребезги и безвозвратно.
Так или иначе, Дин все-таки говорит, что большинство виденных им ангелов - «козлы с крыльями», и я усмехнулась, представив себе эту картину, но потом мой смешок сбился на всхлип: «Я творил такое... ужасные вещи... а кто-то наверху всё же решил дать мне второй шанс....»
Улыбка Тессы меня сразу встревожила. Я не хотела, чтобы она говорила это. Отнимала у него надежду. Ломала его такую хрупкую веру. Потому что сейчас Дину придется взять на себя роль морального компаса - того, кто выведет их обоих к свету, потому что Сэм сбился с пути не на шутку...
Сэм и Коул спускаются вниз, но парень успевает только сказать про черный дым, который был на похоронах, и тут же этот черный дым появляется вновь и забирает Тессу. Они решают подучиться кое-каким потусторонним трюкам, и Дин фыркает, «Отлично, встретимся у мистера Мияги». «Кто такой мистер Мияги?» переспрашивает Коул. Братья переглядываются, а я вздыхаю по поводу необразованности современной молодежи.
В очередной забавной сцене мы видим Коула, который учит Дина вращать ветряк силой мысли. Дину удается сделать один оборот, и Коул фыркает, «Мышцу потянул?» И я снова смеюсь. когда Дин парирует, «Ладно, Йода. Посмотрим, на что ты способен». Коул свободно вращает ветряк, раскачивает качели и звенит колокольчиками. «Чувак, ты прям как в "Амитивилле!" Потом он учит их драться. «Ударь меня со всей силы». Сэм в ответ, «Я не собираюсь играть в "Бойцовский клуб" с 12-летним». Коул бьет Сэма, затем растворяется в воздухе. Дин расплывается в улыбке, «Ты должен нас этому научить!»
Но хотя момент был забавный, меня все равно одолевала грусть. Потому что они привязались к Коулу. И Дин был прав - если они сделают свю работу, Коул будет первым, кому придется умереть. Не то чтобы альтернатива была повеселее, но все же. Мне было их жаль.
Мальчики отправляются в здание, где проходили похороны, и видят, что оно отмечено светящимися охранительными символами. Тесса и старый Жнец лежат без сознания в центре чего-то, напоминающего пентаграмму, а охраняет их какой-то мужик. Дин... перемещается к нему, наносит удар и перемещается обратно. Сэм делает то же самое, и тут появляется еще один призрак. Он ловит их в кольцо из железной цепи, которую они как призраки пересечь не могут. А затем появляется Аластор, уже в новом «облачении», передергивающий затвор заряженного солью ружья. Он стреляет сперва в Дина (АЙ!), и Дин появляется снова, но видно, что ему сильно досталось. Потом достается Сэму. Дин говорит, «Можешь стрелять, сколько влезет, но убить нас ты не в силах».
И тут я вдруг поняла, что Пэм суждено умереть.
Аластор что-то бормочет на латыни и убивает старого Жнеца чем-то похожим на серп. Когда он хватает Тессу, Дин и Сэм сосредотачиваются на подсвечнике, висящем у потолка. Пэм тем временем отбивается от какого-то демона. Не отрываясь от драки, она шепчет в ухо Сэму заклинание. Все происходит как бы одновременно.
Дин и Сэм роняют подсвечник, пока Аластор проговаривает заклинание. Тесса освобождается и размыкает железную цепь. Пэм дерется с демоном, и тот вонзает в нее нож. Дин и Тесса исчезают и появляются уже на улице, Сэма с ними нет. Сэм внезапно садится на кровати, швыряет демона в стену и изгоняет его при помощи Силы (и на этот раз без дрожи в руках или крови из носа... что он там, витаминчики на крови демона лопает? Он чертовски силен, ребята). Тесса интересуется, где Сэм, и Дин отвечает, что они его найдут, сперва нужно выбраться отсюда. Сэм видит, что рана Пэм не кровоточит, и Памела просит его налить ей чего-нибудь покрепче.
Мне интересно, почему он послушался ее, а не настоял, чтобы она разбудила брата. Ну, то есть, я понимаю, по сюжету Дину требовалось еще немного побыть в астрале, но все-таки. Он даже не говорит, «Ладно, я пойду принесу выпить, а ты пока верни Дина». *хмурится* Может, это во мне говорит Дингерл, но все-таки!
Дин разыскивает Сэма и натыкается на Аластора, который изрекает издевательским тоном, «Тебе не сбежать от меня... я - прямо в твоей полной страхов головушке». Из ниоткуда ударяет молния, Аластор пропадает и появляется Кастиэль. Кас всем своим видом словно говорит Дину, «дай пять!», за отлично проделанную работу. Дин и Сэм спасли печать и поспособствовали поимке Аластора. Оказывается, что все эти символы на стенах здания на самом деле не позволяли ангелам проникнуть внутрь, вот почему он поручил это задание Сэму и Дину. Это не Бобби звонил тогда Сэму. Это был Кастиэль.
Дин расстроен тем, что Жнецы снова примутся за дело, и люди начнут умирать. Он просит Кастиэля сделать исключение, и тот отвечает ему классическим «Всему свое время». Дин замечает, что для него-то исключение было сделано. И перед тем, как упорхать с таким воистину классным звуком хлопающих крыльев, Кас говорит ему, что он особенный.
Прежде чем вернуться, Дин помогает Тессе с Коулом. Тесса говорит, что чем дольше мальчик будет находиться в этом мире, чем дольше мать будет его чувствовать, тем дольше она будет горевать. Дин вставляет, что, как бы оно ни было «там» - все же лучше, чем здесь. Потому что однажды твоя семья умрет, и ты останешься один-одинешенек. Коул соглашается, Тесса его обнимает, и паренек исчезает. В эту же секунду его мама, кажется, прерывисто вздыхает и перестает плакать.
Круто. Я прослезилась. Даже сейчас еще чуток всхлипываю. Надеюсь, мне никогда не придется испытывать ТАКУЮ боль. Никогда.
Прощальные слова Тессы заставили меня похолодеть. Она предупредила Дина, чтобы тот остерегался. Чтобы он перестал лгать себе насчет того, что ангелы желают ему добра, что все дело в этом втором шансе. Она грустно говорит, что чудес не бывает, и исчезает.
Я так хочу, чтобы она ошиблась. Но, боюсь, вне зависимости от того, какой конец ожидает Дина, парню придется немало пережить, прежде чем все наладится. И я верю, что Дину был действительно дан второй шанс - но с определенной целью. Думаю, ангелы его используют. Но свободную волю они у него не отняли. Господь благословил его этим даром задолго до того, как вся эта история завязалась. И, думаю, под конец именно свободная воля - свободная воля Дина - спасет их обоих.
Памела договаривает заклинание, и Дин просыпается на выдохе, пытаясь прийти в себя, а рана Пэм начинает обильно кровоточить. Она, кашляя, сообщает им, что она так не хотела вмешиваться во все это... ЧУВСТВО ВИНЫ! Она просит Сэма наклониться и шепчет ему на ухо, «знаю, что ты сделал с тем демоном... Если ты думаешь, что действуешь с благими намерениями... подумай еще раз».
Пэм умирает, Сэм сидит как громом пораженный, Дин выглядит испуганным и смущенным, а я сижу и моргаю, уставившись в экран телевизора.
Вы знаете, как это бывает на американских горках: долгий подъем к первому крутому спуску, и в тот самый миг, когда тебе кажется, что ты уже в самом низу, тебя вдруг несет вверх, в «мертвую петлю», вверх и вниз, вверх и вниз, а потом снова долгий подъем, а потом - долгий спуск по темному туннелю, и наконец ты в безопасности, жив и здоров? Думаю, в финале этого сезона мы взберемся на первый «перевал», и нам придется держаться крепко, потому что подъемы и спуски будут чертовски крутыми, и только после всего этого мы, пройдя сквозь темный туннель, достигнем безопасности.
И я твердо верю, что когда в этой истории все-таки наступит шах и мат, наши мальчики будут стоять плечом к плечу. Я верю в это всем сердцем. И это случится необязательно в финале этого сезона, раз уж у нас будет и пятый. Может, пройдет еще немало времени. Но такие персонажи, как наши мальчики, рождаются не для того, чтобы «прогореть» на посредственном сюжете. Это потрясающий пример чертовски достойной истории.
Посвящение Киму Мэннерсу было кратким, но искренним. Я даже не знала его, но мне будет его не хватать.
До следующей недели. Удачи.