Снятая в 2006 году картина Джоэля Бендера «Карла» изначально не предназначалась для показа в кинотеатрах и была выпущена на DVD в США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В основу сценария легли реальные события, имевшие место в Канаде в 90х годах XX века, однако режиссёру удалось избежать сухого документального изложения фактов, вдохнув в эту ужасающую, возмутительную и душераздирающую историю жизнь, наделив её персонажей вполне человеческими мечтами, не чуждыми каждому - о любви, семье, доме.
Принимая во внимание всю сложность и болезненность обсуждаемого вопроса, я, в первую очередь, хотела бы подчеркнуть тот факт, что данный отзыв посвящён фильму конкретно, а не реальным событиям, послужившим ему основой, и я не беру на себя смелость судить кого бы то ни было, оправдывать, навязывать своё мнение, обвинять, именно по этой причине данный мой очерк посвящён не непосредственной составляющей фильма - истории о насильнике и маньяке, страдающем страшнейшим комплексом неполноценности, а, скорее, отношениям между людьми, залегающим в глубине, под толстым бетонным слоем жестокости, жестокосердия, безжалостности и бесчеловечности. Я не собираюсь пространно излагать фабулу фильма, дабы не наскучить вам, я лишь попытаюсь объяснить, почему эта картина впечатлила меня настолько, что я не смогла молчать и решилась рассказать о своих чувствах и мыслях, возникших после её просмотра.
Как выразился Миша Коллинз в одном из своих немногочисленных интервью, посвящённых фильму «Карла», «...не смотря на безнравственность персонажа, я всё же пытался сыграть человека, как Бруно Ганс пытался наделить Гитлера гуманностью в фильме «Закат» 2005 года. Адольф Гитлер стал персонажем, вызывающим сочувствие. Вот почему, я думаю, он казался ещё более ужасным. Из-за того, что вы сопереживаете герою, история становится только страшнее...» Пол Бернардо - обладающий незаурядной внешностью, талантливый и полный жизни - хладнокровный убийца. На подобных контрастах, напоминающих холодный душ, время от времени проливающийся на головы зрителей, построен весь фильм. Белозубая улыбка - чёрные мысли. Яркий взгляд, несомненное обаяние - извращённые желания, похоть, неконтролируемые вспышки гнева.
Казалось бы, у этого человека было всё, о чём многие мечтают - красавица жена, творческий потенциал, дом в Порто-Люси - и ничего из этого одновременно. Доподлинно неизвестно, страдал ли Пол психическими заболеваниями, хотя ничто не помешало суду дать ему пожизненный срок за его злодеяния.
Однако стоит заметить, что, как бы парадоксально это ни звучало, данный персонаж нельзя назвать по-настоящему ключевым - повествование ведётся не от его лица, скорее, он становится объектом наблюдений другого человека. В связи с этим название фильма заставляет задуматься - почему «Карла», а не, скажем, «Пол Бернардо»? Картина названа именем женщины, тенью следовавшей за своим возлюбленным, поддерживающей его во всех его начинаниях - от создания музыкальных композиций до, собственно говоря, преступлений. Казалось бы, очевидно - весь фильм представляет собой поток откровений Карлы, в самых мельчайших подробностях описывающей свою жизнь, без стеснения, без затяжных пауз, с напускным равнодушием и лёгкостью. Лишь однажды она срывается, но эта вспышка затухает слишком быстро, чтобы признать Карлу раскаявшейся. Не кажется ли вам, что, дав своему творению подобное имя, режиссёр картины Джоэль Бендер попытался показать нам истинное положение, суть вещей? Единственное, как мне кажется, по-настоящему тяжёлое преступление Карлы - бездушное бездействие, которое вдруг оказывается хуже любого из «деяний» её мужа. Прислонившись к дверному косяку, стиснув в судорожных объятиях любимого плюшевого мишку, она вновь и вновь сталкивается взглядом с очередной «игрушкой» Пола, а после засыпает тяжёлым сном рядом с человеком, который пару минут назад задушил телефонным проводом измученную насилием жертву. И что же в руках Карлы? Знакомый нам плюшевый медведь. Я глубоко убеждена в том, что даже самые лучшие американские фильмы не так уж богаты на символы - по крайней мере, большая часть (и я не говорю о кассовых картинах) - обычно их создатели целиком и полностью озабочены размахом, масштабностью, грандиозностью, чтобы уделять внимание подобным мелочам. «Карла» в этом случае - исключение. И в подтверждение этого - ещё один дикий контраст - невинная мягкая игрушка, невольный свидетель происходящего.
Знакомство, первые поцелуи, первые улыбки, первое убийство, свадьба... История семейной пары развивается на протяжении всего фильма, но так и остаётся незавершённой. Пол Бернардо отбывает срок, Карла вышла на свободу в 2005 году, о её дальнейшей судьбе известно не так уж и много. Что же касается фильма, то, по моему скромному мнению, кроме прочих особое внимание заслуживают следующие сцены: Пол дарит Карле щёнка, в следующий же миг демонстрируя агрессивность и властность; Бернардо включает музыку собственного сочинения для одной из жертв, перед тем как убить её; издевательски-нахальный рэп в исполнении Бернардо и его же попытка самоубийства, когда он внезапно вспоминает о том, что любил, что, возможно, всё ещё любит собственную жену, которую он в очередном приступе гнева изнасиловал и избил. Миша Коллинз, равно как и Лора Препон, несомненно, заслуживают похвалы: Коллинз с его открытой улыбкой в начале фильма, лихорадочным блеском в глазах - в середине и мраком - в самом конце, с его «само собой разумеется» стилем поведения и сумасшедшим выражением лица; Препон - с её ровным голубоглазым и светловолосым отношением к жизни, с её тоской по любимому, некой отстранённостью, с её хрипловатым прокуренным голосом. Всем, кто владеет английским языком, категорически советую смотреть фильм в оригинале - убедилась на личном опыте, что ни один перевод (учитывая то, что в сети выложены, в основном, файлы в весьма посредственном, если не сказать отвратительном, любительском переводе) не в состоянии передать малейшие нюансы интонаций и тембра голоса актёров. Фраза Пола Бернардо (Stupid fucking bitch... Stupid fucking bitches... Stupid fucking bitch convention!) - одна из многих, которую очень непросто воспроизвести в переводе, сохранив уникальную интонацию.
А после просмотра, после долгих часов размышлений, после проходящей дрожи и отвращения, и глубочайшей горечи остаётся одно: о чём же всё-таки этот фильм? О сумасшедшем маньяке-насильнике, о выродках, о нелюдях, о потрясающе хладнокровных мерзавцах? Возможно, многие не согласятся со мной, но, кажется, всё о том же - о любви. Странной, болезненной, искажённой, страшной, извращённой. Ещё Астрид Линдгрен в своей книге «Приключения Кати» писала: «Каким бы монстром ни был мужчина, всегда найдётся женщина, готовая его полюбить» - невероятно, но факт.