Вариант 1
...И синим дымом сигареты
Уходит в небо боль потери...
Кто знает, сколько синей краски
Уходит на простое слово!
Мне сны рассказывают сказки,
Что будто все начнется снова.
Что будто снова будет лето,
Твои глаза и дрожь ладоней,
Как будто отзовется эхом
Твой цвет зеленый.
Если вы думаете, что получите сейчас привычный анализ понравившихся мне эпизодов, море эмоций, родившихся в душе под впечатлением прекрасных (не спорю) кадров эпизода 3.03, то ответом на сей раз будет, увы, ..."нет".
В серии "Плохой день в Блэк Роке" мне ОЧЕНЬ понравились только 2 момента.
Во-первых, уже привычная, но не ставшая от этого менее приятной, высокопрофессиональная игра исполнителей главных ролей (Дина и Сэма Винчестров, Бобби Сингера и дебютантки в мире СПН, "суперворовки" Белы Талбо).
Во-вторых, в сюжете Supernatural появился т.н. приглашенная звезда, сериальный ас, прекрасный возрастной характерный актер. В мире Эрика Крипке его зовут Кубрик. Этот неоднозначный персонаж - гремучая смесь противоположностей. Он потрясает даже нас своим фанатичным религиозным мистицизмом (не советую вам даже пальцем прикасаться к его любимому изображению-барельефу головы Иисуса Христа!) При этом он опытный одержимый охотник на нечисть. Достаточно упомянуть, что он хороший знакомый маньяка Гордона, который сейчас отбывает длительный тюремный срок - спасибо тебе, Сэмми, солнышко! - и не может лично вмешаться в ход войны между демонами и родом человеческим.
В сценах с его участием (я уверена, что этот опасный персонаж будет не однодневным) Эклз и Падалеки ощутимо "присобираются" и играют гораздо лучше, нежели обычно. Ранее такой же положительный эффект давало простое молчаливое присутствие в кадре Джеффри Дина Моргана (Джона Винчестера). Это лишний раз доказывает то, что, несмотря на молодость, Дженсен и Джаред уже настоящие профессионалы. Более сильный партнер не затмевает их собой, а проявляет и многократно усиливает их ансамбль и личные актерские качества.
Я рискую вызвать многочисленные протесты, но НИЧЕГО нового в ситуации вокруг Сэма Винчестера я пока не вижу. Что касается игры Джареда Падалеки - он, безусловно, убедителен и хорош. Но все, что ему предложено режиссером Робертом Сигером, - это возможность от души "повалять дурака", блеснуть в излюбленной им буффонаде, клоунаде, в стилистике театра представления. Но для нас не ново то, что он уже безусловный король этого жанра. Даже в проходных двухминутных интервью. Любая встреча с фанатами шоу превращается благодаря роскошному комическому дару Падалеки в аналог лучших выступлений Аркадия Райкина (или Максима Галкина - кому какое время ближе).
А вот теперь, простите, о неприятном, но (ИМХО) важном моменте.
Именно эпизод 3.03 заставил меня с горечью и досадой увидеть то, что более опытные зрители увидели двумя сериями ранее. "Новая метла", держащая рычаг власти леди из верхнего эшелона телеканала CW, настояла-таки на смене привычного мистического колорита, цветовой гаммы, всей видеоатмосферы СПН. Очевидно, что ей - любительнице дамских шоу типа "Секс в большом городе", было о-очень скучно смотреть на то, что нас с вами 2 сезона вводило в состояние неземного блаженства. Боюсь, что я хуже собачки Павлова - привыкнуть к новизне будет, фактически, невозможно. Замена монохромных (синих, серых, изумрудно-зеленых) фильтров на богатство всех цветов радуги сыграло, на мой вкус, дурную шутку с сериалом. Да, природа теперь яркая и по-летнему живая, "вкусная", сочная. Но теперь на этом фоне потертые заслуженные "прикиды" братьев Винчестеров смотрятся застиранными и убогими как одежда, взятая за 60 рублей в российском магазине "Сарафан". Типичная для холодного климата Ванкувера многослойность одежды актеров (футболка, толстовка, рубашка, плюс куртка) теперь вообще заставляет хлопать глазками в недоумении: блин, ведь на экране праздник красок лета в средней полосе!
Раньше уже использовалась такая гамма (скупо, вкраплениями). Но это было сильнейшим динамическим средством, способом "выброса" нас из мира сверхъестественного в мир реальный.
Яркий пример - начало эпизода 2.01. Между первым диалогом изувеченного Сэма с одержимым водителем многотонного грузовика (камера снимает через фильтр индиго) и серо-охристой (песочной) гаммой больничных коридоров, по которым скитается в паническом ужасе душа Дина, пытающаяся вернуться в телесную оболочку, - между этими фрагментами кипит реальная жизнь. (Бригада 911 стремительно транспортирует трех раненых Винчестеров в вертолет). Этот фрагмент отличен от серии именно реальностью цвета, быстротой и точностью групповых действий, бытовой профессиональной скороговоркой врачей. Крипке и Маннерс дали нам "глотнуть воздуха за бортом", и все тут же вернулось на круги своя. Теперь же свободно "дыши - не хочу"!
Об одежде я уже говорила, но ведь неизменными остались все рассчитанные на прошлые камеры мизансцены, фирменные короткие планы Эрика Крипке, лица героев в новом цветовом антураже смотрятся изнеможенными и не бледными, а почти обескровленными.
Но хватит конкретики! Извините, и позвольте мне еще секундочку побрюзжать просто как театралке, киноману и любительнице почитать.
В 1-2 сезонах герои Крипке были, не побоюсь сравнения, чеховскими по интенсивности ВНУТРЕННЕЙ жизни, небанальности их психологических реакций - Дин, Сэм, Джон, Бобби, Желтоглазый и др. вполне могут считаться вневременными персонажами. ТАКИЕ персонажи подобно Одиссею и Телемаху, Воланду, Мастеру и Маргарите вполне могут быть всегда: вчера, сегодня, завтра. Подобные герои лучше всего существуют именно в тусклых красках, намеках на цвет из 1 и 2 сезонов гениального Эрика Крипке, в НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМ пространстве и НЕРЕАЛЬНОМ времени.
Все то, что начальством телеканала CW выкинуто из операторских задач как лишнее, скучное и нудное, на самом деле было потрясающей режиссерской находкой. И, естественно, великолепной работой светопостановщиков и операторов Supernatural.
Мы напрягали зрение и старались рассмотреть не самих героев в мире СПН, мы вглядывались в ОТНОШЕНИЯ. На внешнем плане были и есть словесные дуэли Винчестеров, взаимные "подколы" и мозговыносительные (прости, Аника, слямзила я у тебя термин) исповеди Сэма и Дина. Видеоряд давал нам парадоксальную возможность именно ВСЛУШАТЬСЯ в другие, внутренние, более сложные отношения героев. Кажущееся отсутствие цветовых пятен давало возможность полнее ощутить сонастроенный или дисгармоничный стук сердец братьев, малейшее душевное движение, даже намек на шаг навстречу друг другу Дина и Сэма, Сэма и Джона, Элен и Джо и.т.д.
В этом-то и был наш зрительский кайф!
Но, снявши голову - по волосам не плачут.
И, все же,Крипке остался тем же самым хитроумным талантливым "Крипкегадом", мой любимый Ким Маннерс, надеюсь, сможет найти компромисс между собственным желаемым и тем, что требует канал CW, да и мальчики Дженсен и Джаред совсем не относятся к основной категории актеров (пустые шарики, которые режиссеры надувают своими идеями). Уже неоднократно Эклз и Падалеки показывали норов и говорили почти как наша Бабушка-Яга из сказки Филатова:
"Я - фольклорный елемент,
У меня есть документ,
Я ж вообще могу отседа
Улететь в один момент!.."
Ну, уж на это мы с вами никак пойтить не можем-с! Русский менталитет не позволяет. Да и национальный - тоже. Да и вообще: поклонники мы Supernatural или кто?!
Кстати, под влиянием просмотра 3.03 у меня возник очередной сумасшедший вопрос: а, может быть, шоу СПН просто в приказном порядке лишено бюджета и спонсоров?? Поэтому над ним теперь кто хочет, тот и измываться может?? Если что - мы ж и скинуться, братья и сестры, можем... Кто-то 10 евро, а кто и все 100 ради мира СПН не пожалеет. (Лично я - за любую действенную помощь сериалу и его команде, вы мне только шепните...)
"Время смывает имена любимых, уничтожает улики и свидетелей, залечивает раны. И снова веришь: будет тусклая осень, будут серые глаза, и дрожь в твоих ладонях, и так же будет наэлектризован воздух...
...Нужно просто ПРЫГНУТЬ в эту волшебную серую бездну и навсегда в ней остаться".
Спасибо за внимание.
P.S. Я против спойлеров, но скажу в качестве анонса: серия 3.04 натолкнула меня на более радостные мысли и чихать хотел Дженсен Эклз на все закулисные игры и глупые претензии начальства. Ну, что тут сказать - умница он наш!
Ваша Redwoman.
***
Вариант 2
Не люблю писать отзыв сразу после просмотра эпизода Supernatural потому что они всегда с подтекстом и подподтекстом, нужно осмыслить, посмотреть с русскими сабами и пр.
Но в данном случае даже 10 просмотров не поменяют моей точки зрения на эпизод, коротко - великолепно. Настолько сбалансированный - сценарий, режиссура, игра актеров, взятый стиль.
Есть интрига, есть канон Суперов, есть арка, есть юмор, есть ангст, есть экшен. Все, что душе угодно.
Ложка дегтя - художники усиленно стараются продемонстрировать свою лояльность CW и чересчур наглядно меняют колор и фильтры, ну уж слишком много желтого, синего и красного в кадре (я в Смолвиле), ну верим, верим, вы теперь хорошие и не своенравно-мрачные прежние Суперы. И еще... Да, экшен, рейтинги... Но слишком напоминает добротный голливудский боевик, глубокие суперские копания в мозгах забыты. Жаль немного, но все течет-меняется, я стараюсь извлечь позитив даже из негатива )) Зато, уговариваю я себя, красивые зеленые глаза Дженсена и Джареда стали еще зеленее и красивее, если это было возможно)) И зато ребята отводят душу на съемках, их мозг отдыхает от ангста. Учитывая, как выкладывался Дженсен в последних эпизодах 2 сезона (даже стал похож на выжатый лимон), то пусть насладится моральным и ментальным отдыхом.
Если говорить об эпизоде в целом, он мне напоминает «Сколько-то там Друзей Оушена». Чего удивляться, сценарист Бэн Эдлунд, стоит назвать его эпизоды - 2.12 Nightshifter, 2.18 Hollywood Babylon, 2.19 Folsom Prison - и все станет ясно. Уверена - если эпизод показать на большом экране, отлично бы смотрелся.
Арка. Появляется «горячо любимый Гордон» и садится на хвост Сэмми. Все с той же бредовой идеей спасения мира от зла в лице младшего Винчестера. Да еще и получает чудесное дополнение - одержимого не меньше охотника. Обожаю Крипке. Нет белого и черного. Демоны могут помогать Винчестерам, охотники могут оказаться сущими уродами.
Ну, насчет демонов еще поглядим, а вот то, что охотники теряют романтический ореол борцов за всеобщее избавление от нечисти - за это спасибо авторам, снимают с нас розовые очки. Насколько был прав демон Зависти в 301: чем люди отличаются от демонов? Охотники и преследуемые, их раздирают те же мелкие и крупные страсти. Получается, наши братья, да Бобби, да Элен - пока единственные бескорыстные создания? Если и встречаются такие, то рано или поздно (скорее рано) их убирают на тот свет с дороги братьев. Мэри, Джон, Джесс, Эш... Как интересно расширяется круг зрения на проблему по сравнению с 1 сезоном, когда нам показали лишь благородную положительную сторону мира охотников за демонами.
Доказательством вышесказанному - бравая девица Лара Крофт ака Бэла. Ну, я ожидала худшего. Нормально, сойдет. Не избила Дина и Сэма, и еще кучу мужиков до полусмерти одной левой. Правда, Сэма ранила, сволочь, и обокрала пару раз мальчиков. Спасибо и на этом. Учитывая каноны супервуман, что царят в американском кино, за эту серию феминистки просто в суд должны подать на создателей за принижение роли женщины по сравнению с мужчиной в Суперах. Дин даже несколько раз обвел ее вокруг пальца, как он мог?!
Опять же, к арке можно причислить то, что Сэм скрывает от брата свои делишки с демоницей и расследование о своей судьбе, он кое в чем признается, но это лишь вершина айсберга. Однако для Дина этого должно быть достаточно, чтобы призадуматься. Если демон берется помочь, это жжж неспроста. Чего-то от Сэма потребуют. Чем он интересует демоницу? Дин наверняка уже насторожился и видит, что Сэм врет ему. Будет, будет еще разговорчик у братиков.
Немного грустная сцена на тайном складе Джона. Милые флэшбэки из детства: обрез, сделанный Дином еще в школе, спортивный приз Сэма. Коротко и ясно о детстве братьев: у Дина и Сэма оно весьма отличается. Они и не подозревали, что отец хранил их реликвии. Так сентиментально и не по-Винчестерски. Но зато так по фикрайтерски и Спиритовски)) Либо авторы читают фики, либо фикрайтеры на одной волне с авторами. Судя по словам Саманты Феррис в последнем ее чате с поклонниками, команда сериала читает фанфики запоем. В любом случае, мы, зрители и читатели, от этого только в выигрыше. Хотя могли и больше внимания уделить флэшбэку, но опять же... авторам не до глубины теперь.
Экшен. Пресловутая кроличья лапка в его эпицентре. Чехарда со сменой хозяев. Кстати, и доля крови, нотка триллера, когда один из воров натыкается на вилку, как ужасно и по-суперски.
Воры-неудачники бесподобные, всегда отличный подбор актеров на вторые роли.
Отдельное слово о Падалеки. Играет все лучше и лучше. Каноничнее Сэма, чем в этой серии, еще не было. Божмой, сцены с туфлей... сцены в мотеле... нет слов, одни эмоции. Он разговаривал с охотником, как провинившийся первоклассник с директором школы, я не представляю, почему не растаяло сердце Кубрика, все равно, что бить ребенка. Дин бы вел себя совершенно по-другому, вспомним эпизод с Бендерами.
Дин-Бэтмен, Дин-разбирающийся (не разбирающийся) в людях - очень смешно, соглашусь, кто бы сомневался в актерских способностях Эклза. Но мое мнение - авторы балансируют на грани, слишком резкий переход от 222 до пародии на Дина, шаг в сторону последнего - и это уже не наш Дин. Пошла повторять мантру «Все будет хорошо, а может даже лучше».